Поговорим о Бийске.
01. Город Бийск - это достаточно крупный промышленный и научный центр на юге Сибири, второй по численности населения город Алтайского Края (204 000 человек).
02. Город как известно начинается с аэропорта, или вокзала. Поскольку аэропорт нынче не работает, железнодорожный вокзал - главные ворота - просто сверкает. С 1914 года Бийск соединен железнодорожной веткой с Транссибом, а в 2009 году был выстроен этот новый симпатичный вокзал.. На сегодня станция тупиковая, правда существуют планы по ее продлению до Горно-Алтайска, и до аэропорта Горно-Алтайска (ближайший аэропорт), что примерно 100 км на юг. Куда ходят поезда? В Барнаул (180 км) и Новосибирск (380), зато каждый день.
02. Название городу дала река Бия, которая здесь в черте города выглядит весьма крупной водной артерией. А за городом сливаясь с Катунью дает начало одной из величайших рек Сибири, Оби. Естественно имеется грузовой порт, судоходство в северо-западном направлении, вплоть до Северо-Ледовитого океана. Но это далеко,
03. а так выглядит городская набережная в центре города, у Коммунального моста (на фото выше). Замечательно, просто и по домашнему.
04. Само собой, река популярна нынче. Лето, кто купатся, кто загорать, а кто и рыбку ловить...
05. Так как живет сибирская глубинка? Да так же как и везде на просторах бывшего Советского Союза.
06. Инфраструктура активно меняется в крупных городах, а здесь все медленнее, все по-старинке. Ключевой городской транспорт - автобусы ("пазики") и трамвай. Стоимость проезда - 13 руб. Это много или мало?
07. Основу экономики города составляют промышленные предприятия в основном оборонного комплекса. Гостиница "Центральная", в которой видимо останавливаются командировочные товарищи со всей страны (вид со двора). )
08. У здания Городского суда, стоит уникальный "зимний вариант" (в шапке и пальто) Владимира Ильича.
09. А в остальном же, город как город. Фасады на ключевых улицах облеплены рекламой малого бизнеса, первые этажи многих домов в центре города заняты частными магазинами и салонами.
10. Бийчане живут в основном в привычных жилмассивах, ездят на нормальном личном автотранспорте. Хотя здесь все еще встречаются такси-волги, с традиционными советскими шашечками, помните были такие раньше в любом городе?
11. Но больше всего в Бийске мне понравился старый исторический центр. Замечательное место, погружающее в блеск прошлого торгово-купеческого центра юга Сибири.
12. Тут стоит упомянуть, что город был основан 1709 году как форпост, по указу самого Петра I. Крепость должна была защищать юго-восточные границы государства, торговые пути ведущие в Китай и Монголию.
13. В XIX веке происходит процесс трансформации города из военно-административного в промышленный центр южной Сибири. Строятся различные фабрики и заводы по переработке местного сырья: лесопильни, винокурни, махорочная и льноткацкая фабрики, кирпичные заводики и т.д.
14. К концу XIX века, Бийск - это уже приличный торгово-купеческий город, торгующий с Англией, Францией и Германией!
Это красивое здание бывшего городского общественного собрания, построенное в 1882 году. После революции, следуя тогдашней моде, было переименовано в "дом крестьянина" (какая ирония!), здесь же был открыт первый в Бисйке кинотеатр "Крестьянин"... Теперь - это Филологический факультет Алтайской государственной Академии им. В.И. Шукшина.
15. Смотрите какие добротные купеческие торговые дома и учреждения выстроенные вдоль основных улиц (теперь Советская)!?
16. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в 1903 году.
17. В 30-е годы был закрыт, а помещения превращены в склад.
18. Возвращен верующим после войны, в 1947 году.
19. Здание бывшего мужского реального училища, построенное в 1875 году,
20. и теперь служит Географическому факультету все той же Алтайской Академии им. Шукшина.
19. Купеческие торговые дома, выстроенные как дворцы, в которых размещались и магазин, и контора и жилые помещения.
20. Многие дома восстанавливаются, но большинство все же ждет лучших времен.
21. Вот например, потрепанные временем стены, заботливо укрыты видами старого Бийска.
22. На параллельной улице Льва Толстого, стоит потрясающее по своей красоте Пассаж купца Фирсова, построенный в 1907 году, в качестве торгового дома. После революции, последовательно здесь проводились занятия Алтайского народного университета, размещался госпиталь, банк и т.д. К сожалению, сегодня здание заброшено, наверное ждет реконструкции.
23. В сквере Гаркавого (Гаркавый Леонид Трофимович - почетный гражданин города, 30 лет возглавлял городское хозяйство, будучи председателем горисполкома) установлена конная статуя Петру I
24. Музей Чуйского тракта, расположенный в точке отсчета длинной дороги до границ Монголии. К сожалению, я пришел сюда к моменту закрытия, и не попал внутрь. Зато проехал по тракту почти до границ Монголии! )
25. Есть видимо и другая сторона городской жизни. Надо сказать, что население год от года сокращается (с 233 тысяч в 1989 году до 204 тыс в 2015. Много это или мало за более чем четверть века?). Не знаю причин, предполагаю что они в общем-то симптоматичны для всей страны в целом. Молодежь стремится в крупные города, население стареет, уходит...
26. Вот с таким любопытным средством борьбы с алкоголизмом я встретился впервые. )
27. По всему городу стихийно расклеены подобные "подпольные" листовки
28. Как думаете, работает?
29.
30.Бывший кинотеатр Алтай, теперь называется культурно-развлекательный центр Алтай. Интересно в чем разница? ;)
31. Ну вот каким-то таким увиделся мне мимолетный Бийск. Красивый в прошлом, и немного обезличенный в настоящем. Быть может я ошибаюсь?