Мы посетили Раифский Богородицкий мужской монастырь, чтобы поговорить с местным монахом отцом Николаем о жизни пустыни в современном мире, о служении в христианском спецназе и многом другом.
Отец Николай в Раифском Богородицком мужском монастыре уже 14 лет, приехал сюда из Москвы. Получив музыкальное образование, он продолжил учебу в Православном Свято-Тихоновском университете, где на практике вел постоянную переписку с монастырем и регулярно приезжал сюда. Почувствовав здесь такую же мощь и свободу, как на родине в Москве, он решил остаться в монастыре навсегда. Помимо другой работы он не забыл о своем первоначальном образовании, и сейчас занимается церковным пением.
- Отец Николай, что такое монастырь в современном мире?
- Изначально монашество выражалось в удалении человека в пустынные места. Сначала уходили в пустыни, потом в горы, потом в леса. Делалось это ради того, чтобы тщательно исполнять заповеди Божьи и познать самого себя в свете Христовом, так сказать, очистить душу от мирского. Человек становился подвижником духа и учителем, вокруг него собирались общины, которые и превращалась в монастыри.
Если говорить о современном монастыре в городских условиях, то это, прежде всего, духовное наставничество. Сейчас это особенно важно в этой атмосфере политических игр и жизненных коллизий. Тихая и спокойная жизнь монастыря может помочь современному человеку разобраться в себе, а потом уже в окружающем его мире.
- Монастырь вне политики?
- Обязательно. Но, во всяком случае, он может дать твердое наставление другому человеку, как ему относиться в такой или другой ситуации в миру, даже на политическом фронте.
- Как может монастырь дать наставление, находясь вне политики и не изучая конкретной ситуации?
- Дело в том, что политика, она же составляется людьми, а каждый человек должен иметь набор моральных ценностей. Именно изменение и извращение этих ценностей и приводит к путанице. Когда человек хочет жить по совести и не искривляться, чтобы остаться на плаву, он идет к нам за советом.
- Какую оценку вы бы дали нынешней политической ситуации?
- Все, что происходит, оно традиционно для России. Есть в Евангелии такие слова: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Вот свет нашей православной свечи очень не устраивает другие страны, поэтому они и идут против нас. Ведь против православной России всегда велась, и будет вестись война, как культурная, так и экономическая. Вы посмотрите, ведь Европа уже давно стерла такие понятия как совесть и стыд.
- Откуда такие познания о ситуации в мире, в монастыре есть интернет?
- Есть, и в этом ничего такого нет. Ведь ножиком можно хлеб порезать, а можно осуществить страшное преступление. Интернет можно использовать во славу Божью, а можно так в него углубиться, что не выберешься потом.
- Прихожане через интернет обращаются?
- Конечно. В Америке живет одна женщина, которая ведет постоянную переписку и спрашивает советы, как ей сохранить православную веру в протестантской стране. У нас есть монах, который со всем миром переписывается, у него даже есть свой сайт, и люди регулярно приезжают к нему из других стран.
- Много людей сейчас хотят стать монахами и посвятить свою жизнь служению?
- Когда-то был бум, он приходился на 90-е года, тогда люди искали настоящую реальность. Вообще вход в монастырь всем открыт, но управляется тут все Божьей властью. Бог не принимает нечистые жертвы. Если человек пришел сюда, оставив родных и близких, или от закона убежал, то он долго тут не продержится. Если церковь считать духовной лечебницей, то монастырь можно отнести к её хирургическому отделению: когда на тебя направлены все лампы, сложно что-то утаить внутри себя. Если человек пришел с благими намерениями, то он может приступить к послушанию.
- В чем заключается послушание?
- Это служба и работа. Начиная от наместника монастыря, который послушается своему епископу, и заканчивая рядовым трудником, который трудится в трапезной или бане. Путь в монахи может продолжаться месяц, а может растянуться на долгие года, все зависит от человека.
- Как происходит постриг в монахи?
- Смотрели фильм «Вий» с Куравлевым, когда его закрыли на ночь в храме? Вот у нас то же самое, тоже закрывают на ночь в храме, только ведьмы не летают и круги мы не чертим. Постриг - это очень красивое сакральное таинство, миряне туда не допускаются. Во время пострига человек дает обеты и умирает для мира, он принимает другое имя. Он вступает в воинство Христово, такой христианский спецназ.
- Обеты нарушаются?
- Церковь - это механизм, состоящий из людей. Когда человек вступает в ряды Христовых воинов, он становится вдвойне опасен для лукавого, и тот нападает на него с большей силой. Монахам и священникам гораздо тяжелее, чем мирянам, а мир этого не знает или не понимает. Но если ты упал, то надо обязательно подняться и идти дальше. Это ты сейчас слаб, но вскоре ты с новой силой пойдешь в бой.
- Какие будут пожелания читателям «Гражданской активности»?
- Вот мы часто говорим, что любим Бога, но как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если не возлюбил ближнего, которого видишь каждый день? Любовь к Богу воспитывается через любовь к ближнему, и прежде всего, внутри семьи. Еще хочется сказать, что религия христианства - это религия радости воскресшего Христа, и человек, приходящий в храм, не должен надевать траурную черную одежду. Это мы ходим в черном, такая униформа у нас, а к нам надо идти как на праздник.
Завершить хочется словами Маяковского, которые являются пересказом евангельского стиха: «Святить всегда, святить везде, до дней последних донца...».