Погода и непрерывно кружащие над расположенным на территории сельской школы заброшенным храмом вороны добавляли жути и без того мрачному месту. Внутри отчетливо слышались голоса и стуки, но церковь была закрыта снаружи, и в ней не могло никого быть. Через какое-то время участники нашей историко-этнографической экспедиции решились зайти внутрь, но не все...
Поговаривают, что странные звуки, голоса и полтергейсты для села Янцевары, что находится в Пестречинском районе Республики Татарстан, дело привычное, а местные могут поделиться множеством жутких историй. Заброшенную школу, которая когда-то была большим деревянным храмом, даже не запирают, входную дверь просто примотали проволокой. Да и кто туда пойдет, ведь сельчане стараются лишний раз не смотреть в ее сторону...
Построен был храм в 1884-м году (в каких-то источниках указывается 1875-й год) на средства купца первой гильдии Павла Васильевича Щетинкина. Павел Васильевич был знатный меценат и построил в данном уезде не одну церковь, а целых три. Родился Щетинкин в 1845-м году, его отец был выходцем из пригородной деревни Борисково, перебравшись в Казань, он организовал в Гостином дворе мануфактурную торговлю.
После смерти отца 15-летнего Павла воспитывал друг семьи Иван Яковлевич Тихонов, который заложил в нем азы предпринимательской деятельности. Через некоторое время в Казани появилось акционерное общество «П. В. Щетинкин в Казани», основным направлением которого была торговля меховыми изделиями, а магазины предприятия открылись даже в Самаре и Симбирске (ныне Ульяновск).
Вдаваться особо в бизнес-успехи Павла Васильевича Щетинкина мы не будем, ведь наш рассказ о храме и окружающем его селе. Кстати, на строительство деревянной церкви купец потратил целых 15 тысяч рублей, за что был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени. В 1918-м году Павел Васильевич был зверски убит пособниками революционного режима в своем имении, после чего его тело было утоплено. До сих пор нет точных данных о прожитых им последних днях и месте его погребения.
Зато, в центре села Янцевары в 80-х годах, когда строили новый клуб, обнаружили странное захоронение. Останки людей были обернуты в древесную кору и обрамлены каменной аркой. Историки предположили, что это захоронения относятся к V-VIII векам нашей эры и являются древнеславянскими. В целом относительно захоронений рассматривалось множество версий, по одной из которых их можно отнести к именьковской культуре, на что указывается наличие пепла в могилах. Этот факт отсылает к традиции сжигать останки умерших, а такими вещами в наших краях занимались только именьковцы - индоевропейцы по происхождению.
Сейчас церковь поросла бурьяном и тщательно скрыта ветками деревьев. Неосведомленный человек с первого раза не сможет разглядеть очертания храма. Половина здания изрядно разрушена, и попасть туда практически невозможно. Зайти внутрь можно через двери, расположенные сбоку храма, они завязаны на проволоку. Мы несколько раз подходили к дверям, но, услышав странные звуки, разворачивались и уходили. Через какое-то время мы решились развязать дверь и пройти внутрь.
На удивление, внутри храма было тихо и спокойно. Разбросанные внутри вещи и хаотично установленные старинные парты говорят о том, что какое-то время тут располагалась небольшая сельская школа. За храмом построено новое большое здание школы, видимо, после его строительства ученики перебрались туда. Но, что заставило людей покинуть помещение, оставив многочисленную школьную утварь внутри, остается загадкой...