«Здесь в 1943-1944 годах стояла дальнобойная батарея №743 капитан-лейтенанта Спахова с крейсера Коминтерн, защищая вход в Керченский пролив. Перед фашистской чумою вы не встали на колени». Дальше надпись на обелиске прочесть уже невозможно.
Текст составлен по мотивам книги «Пролив в огне» Мартынова В. А и Спахова С. Ф.
После освобождения Новороссийска в 1943 году 743-й батарее предстояла передислокация на Таманский полуостров. В течение суток батарея полностью была подготовлена для погрузки на железнодорожные платформы. Выезд осуществлялся со станции «Кирпичный завод», расположенной недалеко от Туапсе. Эшелону предстояло проехать по Кубанской земле, только что освобождённой от немецких войск.
Сразу по прибытии в Тамань орудия были сняты с железнодорожных платформ и на специально изготовленных санях отбуксированы на огневую позицию в районе мыса Панагия, который находится в южной части восточного побережья Керченского пролива.
Тем временем 723-я батарея старшего лейтенанта С. Б. Магденко заняла позицию в районе Кротково. 173-я зенитная батарея перебазировалась в Темрюк, а 770-я на косу Тузла. На всём Таманском побережье развернулись инженерные работы по оборудованию огневых позиций. Непосредственное руководство оборудованием огневой позиции 743-й батареи осуществлял инженер-капитан - П. Т. Островерх.
День и ночь кипела работа инженерных подразделений подполковника И. А. Смирнова: рыли котлованы, подвозили цемент, заготавливали гранитную щебёнку, которую добывали из бетонных оснований старой 33-й батареи. Строились командные пункты батареи, землянки для жилья, камбуз и санитарная часть.
В конце 30-х годов прошлого века на мысе располагалась 33-я батарея Керченской военно-морской базы под командованием капитана Б. Е. Петрова, укомплектованная 203 мм корабельными орудиями образца 1905 года. Огневую позицию старой батареи решили сохранить и переоборудовать её как маскирующую 743-ю. Впоследствии бывшая 33-я батарея приняла на себя основной огневой удар. На самой высокой отметке мыса Панагия был установлен трёхметровый дальномер.
Орудия для батареи были демонтированы с погибшего в 1942 году крейсера «Коминтерн». Крейсер был построен в 1881 году и имел на борту восемь 130 мм палубных орудий, четыре из которых были переданы 743-й батареи. В июле 1942 года во время массированного налёта немецкой авиации крейсер получил прямое попадание авиабомбой, которая пробила корабль насквозь. Крейсер «Коминтерн» можно увидеть в чёрно-белом фильме, снятом в 1925 году Сергеем Эйзенштейном, в роли броненосца «Потёмкин». Сейчас крейсер затоплен в устье реки Хоби, который находится у города Поти, для создания волнолома.
При подготовке батареи учитывали, что она должна в равной степени поражать цели как на суше, на противоположном Керченском берегу, так и на море в Керченском проливе. В конце октября 1943 года все орудия были установлены на свои основания. На батарею прибыло командование Новороссийской и Керченской баз.
К середине октября 1943 года советское командование приняло меры к перенесению боевых действий с Кавказа на Крымский полуостров. Командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник И. Е. Петров разработал специальный план операции. Главной частью плана являлась десантная операция, названная Керченско-Эльтигенской. Она предусматривала одновременную высадку двух десантов: главного - на Еникале и вспомогательного - на Эльтиген. Перед батареей стояла важная задача - обеспечить артогнем высадку десанта на Эльтиген.
Мыс Панагия был своеобразной границей на восточном побережье Керченского пролива со стороны Черного моря, у начала пролива. На противоположном крымском берегу ему противостоял мыс Такиль. Разделял их пролив шириной в 16 километров. С ноября 1943 года по апрель 1944 года почти ежедневно велась контрбатарейная борьба. С конца 1943 года усилились авиационные бомбардировки.
Таким образом, 743-я батарея капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова сыграла очень важную роль в защите Керченского пролива и приняла участие в освобождении Крымского полуострова. На данный момент состояние исторического памятника оставляет желать лучшего. Часть командного пункта совсем скоро «сползёт» в море. Текст с памятника-обелиска практически исчез. Зато не исчезают и постоянно обновляются надписи, оставленные туристами-вандалами.