Как-то раз , когда я гуляла с дочерью на детской площадке, ко мне подошла девушка, которая тоже гуляла со своим ребёнком. Я видела, что она какое-то время наблюдала за мной, но потом всё же решила подойти ко мне и обратиться с вопросом. Она спросила у меня: "Как вы думаете, что можно сделать, чтобы развивать годовалого ребёнка". Видимо, у меня где-то было написано моё образование, либо это было простым совпадением, но, признаться, такой неожиданный вопрос от абсолютно незнакомого человека меня немного удивил. Не могу сказать, что мне импонировала роль гуру в вопросах воспитания малышей, и мне тогда жутко хотелось ответить: "Извините, мне некогда", или что-нибудь в этом роде, но я всё же стала ей отвечать. Вкратце рассказала, что я сама использую в играх с ребёнком, для чего это делаю и т.д. А потом добавила, что так как её дочери уже почти год, то стоит дать ей в руки книги и начать их читать. Реакция той молодой мамы поразила меня: "Книги?!!!", - почти выкрикнула она мне, - "Вы советуете дать ТАКОМУ маленькому ребёнку книги? Она же их порвёт все и испортит".
Удивившись такой реакции я спросила: "А вы ей читаете книги?". Собеседница, распаляясь всё больше, ответила: "Конечно нет, она же ничего не поймёт, всё равно. Ну, потешки или сказки рассказываю". Потом, поняв, что я, оказывается, совсем никакой не эксперт, а так просто, она с видом превосходства удалилась.
К сожалению, такое родительское мнение не единичное. Позже я столкнулась целым рядом людей, которые думали примерно так же.
Что касается моей семьи, то мы с мужем с детства обожаем книги. Помню, сколько труда стоило моим родителям уложить меня спать, и мою фразу: "Мамочка, пожалуйста, сейчас самое интересное...", -родители вспоминают мне до сих пор. Думаю, что я могла бы читать даже ночами, чтобы закончить чтение интересной книги, если бы мне это разрешили.
Дочь получила свои первые книги в возрасте 6 месяцев. Это были книги с толстыми страницами, без текста, с картинками-вкладышами, которые легко мог вытащить и вставить даже маленький ребёнок. Дочь на тот момент только научилась сидеть. Она могла подолгу рассматривать картинки, листать книжки. А как она меня замучила тем, что приходилось по сотне раз называть картинки, на которые она показывала своим маленьким пальчиком. Примерно в тот же период появились музыкальные книжки я яркими картинками, рассказывающие сказки или поющие песни. Песенки и сказки тогда были заслушаны "до дыр".
Книжки посолидней дочь получила в возрасте 10 месяцев, их привезла в подарок приехавшая в гости моя подруга. Книжки были бумажные, с толстыми страницами, большими картинками и стихами под ними. Дочь тогда только научилась стоять и пробовала немного ходить. Я читала дочери стихи, мы с ней рассматривали картинки: я называла то, что нарисовано, рассматривали детали, цвета и пр. Мой ребёнок мог часами возиться с книжками. Она обожала книги. И обожает до сих пор. Книги с самого детства стали её лучшими друзьями. Какой лучший подарок моей дочери? Несомненно, книги. Да, она не прочь повозиться с железной дорогой, куклами или конструктором, поиграть во врача или повара, но книги... Я вижу, как она замирает от восторга и предвкушения интересного, когда ей удаётся заполучить новую книгу. Она с восторгом следит за событиями, рассказывает другим о том, что узнала, обсуждает поведение героев, задаёт вопросы по содержанию и т.д. В возрасте чуть больше двух лет она, шокируя людей на площадке, могла рассказать наизусть огромные произведения в стихах: "Тараканище", "Мойдодыр", "Краденое солнце", "Конь-огонь", "Кем быть" и многие другие, несколько десятков, и это не считая стихов. Их она знает, я думаю, тысячу, ну, не меньше. Цитирует Пушкина, Маяковского, Чуковского, Барто, Кушака, Заходера практически с любого места книги. Никто никогда не заставлял её учить стихи. Никто и никогда не засаживал её за книги. Просто дочь с детства поняла, что книги могут быть друзьями человека.
Человек развивается в среде, он впитывает и перенимает то, что его окружает. Если ребёнку с младенчества постоянно включают мультики, телевизор в квартире не выключается - он полюбит телевизор всей душой. Если в семье любят спорт и в каждую свободную минутку стремятся выйти покататься на велосипеде, роликах, лыжах, побегать и т.д. - он полюбит спорт. Ну, а дети, выросшие в среде алкоголиков, к сожалению.... Хотя история знает кучу примеров-исключений, когда ребёнок вырывался из алкогольно-криминальной среды и даже становился знаменитым своими творениями и шедеврами, однако исключения только подтверждают правила.
Я часто слышу от знакомых: "А вот моему ребёнку не интересны книги. Я читаю, а ему не интересно, отворачивается, убегает. А ещё книжки рвёт и портит". Начинаю спрашивать: "Во сколько ему дали книги?". Ответы бывают примерно такими:"Ну, во сколько, во сколько, в год (как варианты- полтора, два)". Господа, в год уже поздно:) В два года - тем более. В этой связи мне жутко нравится книга Масару Ибука "После трёх уже поздно". Будет время, почитайте. Интересная вещь, чисто для саморазвития и самомотивации. Чтобы полюбить книги, ребёнок должен видеть и слышать их с самого детства, а ещё - трогать, изучать. Это не значит, что книги лежат у него в ящике и всё. С книгой нужно играть: рассматривать, о ней рассказывать, её читать.
Ещё меня всегда жутко впечатляет задание, которому приписывается развивающий смысл - давать ребёнку рвать печатные издания: журналы и газеты. Ну, кто это придумал! Ребёнок с самого детства настраивается на то, что печатную продукцию, в том числе и книги, можно рвать.
Не очень полезная программа, если мы хотим, чтобы ребёнок бережно относился к вещам и полюбил чтение.
Хотите, чтобы ребёнок научился рвать и развивал моторику - дайте ему лист чистой белой бумаги. Можете также уточнить, что можно рвать только его и ничего больше.
В продаже частенько вижу книги, с которыми можно купаться в ванной. Они сделаны из клеёнки или какого-то подобного материала, часто издают звуки, могут быть использованы как погремушки. Моё мнение относительно данных творений современного производства неоднозначно. С одной стороны, это всё же книги, они могут чему-нибудь научить ребёнка, с ними купание будет веселее. Но, с другой стороны, приучать ребёнка купаться с книгами.... Стоит ли это делать? Чтобы потом ребёнок относил в ванную и клал в воду обычные бумажные книги. А он, практически наверняка, станет так делать. Ну, потому что книги же купаются. И тогда нам придётся объяснять ему, что бывают книги, которые купаются, а которые нет. Нам нужно будет научить его отличать одни книги от других. Стоит ли покупать резиновые книги, в принципе, безусловно, каждый родитель решит для себя. У нас таких книг нет.