"Раннее развитие ребёнка" - какой маме неизвестно это современное понятие? Послушаешь, кто только об этом не говорит и не пишет. Не буду отставать от моды. Тоже напишу.
Ребёнка нужно воспитывать и развивать - это очевидно. В наши дни всячески пропагандируется мысль, что этим самым развитием нужно заниматься как только, так сразу, т.е. хорошо бы сразу же после рождения ребёнка, и совсем идеально - когда малыш ещё находится в животе у мамы.
Как заниматься и что делать - этому посвящены груды литературы, в том числе и в Интернете; существует огромное количество самых противоречивых мнений на эту тему.
Расскажу про себя. Родив дочь, я твёрдо знала, что её нужно развивать, и как можно скорее. Будучи человеком достаточно системным (по крайне мере, мне всегда так казалось), я начала изучать литературу по данной теме, соотнося её с имеющимися у меня психологическими знаниями и опытом. Честно скажу, до рождения собственного ребёнка я с малышами возилась крайне мало. Единственный реальный опыт, на который можно было опираться - работа с детьми-подростками 11-14 лет в ходе внедрения программы профилактики наркозависимости и табакокурения. Но это были, во-первых, не малыши, а во-вторых, работа с ними проходила в школьной среде. В общем, тот опыт не сильно подходил.
Тогда я решила почитать тех, кто чего-то добился в вопросах раннего развития ребёнка, ну, или хотя бы признания общества. Я начала с книги Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя". Когда я только начала её читать, я была полна энтузиазма, восторгов и пр. на тему того, что теперь-то я знаю, как нужно поступить. Однако,
чем больше я читала, чем больше представляла себе ту систему развития ребёнка, которую проповедует автор, тем больше отторжения вызывала у меня эта книга. Кому интересно, почитайте этот труд, чтобы иметь личное мнение, хотя я бы посоветовала почитать более стоящих, на мой взгляд, авторов. Ну, конечно же, решать вам.
Если вкратце, Сесиль Лупан предлагает мамам создать у себя дома как бы мини-школу по обучению разным предметам. Т.е. выбрать то, чему вы хотите обучить своего ребёнка: чтение, иностранный язык, география, верховая езда и т.д., - после чего организовать своё время и время ребёнка таким образом, чтобы каждый день ребёнок в ходе занятий с вами что-то бы узнавал и чему-то учился. В книге приводятся готовые примеры, как например, научить ребёнка понимать басни, или выучить иностранный язык. Всё это здорово, конечно. НО. Есть "но". Я представила, что весь день моей маленькой дочери (а заодно и мой день) расписан практически по минутам, включая время поездок в машине, в ходе которых ребёнок тоже учится. Учится весь день. Учится по специально разработанной программе, в которой места для спонтанности почти не остаётся. Когда я это представила, я задала себе всего один вопрос: "Для чего всё это?". Зачем мне создавать такую систему обучения для своего ребёнка? Чтобы она научилась читать раньше других, в совершенстве знала 4 языка, умела ездить верхом и ещё кучу всего. Для чего мне расписывать по минутам день моего ребёнка? Чтобы я могла похвастаться знакомым и друзьям, что вот "моя девочка смотрите сколько всего знает и умеет". Зачем?
По-моему, хуже этой системы могут быть только знаменитые карточки Глена Домана. Для тех, кто не в курсе, Глен Доман, общепризнанный специалист по раннему развитию детей, предлагает мамам показывать своим детям, начиная с рождения, различные карточки и называть то, что изображено на их. Кому интересно, углубитесь в вопрос сами, но лично я не стала бы тратить на это драгоценное время. В системе Глена такое бесчисленное множество этих самых карточек, что мама, которая стремится обучать ребёнка по его системе, должна в день заготавливать несколько десятков подобных пособий, а потом определённы образом демонстрировать ребёнку эти карточки. Жуть! И опять главный вопрос - зачем? Зачем напичкивать (ну, не могу подобрать более подходящего слова) ребёнка информацией о великих композиторах, шедеврах живописи, названиями боевой техники и т.д.? Чтобы расширить его кругозор? И тогда он станет развитей и умнее?
Что есть развитие? Какого ребёнка можно назвать более развитым и почему?
Что если какой-то ребёнок знает имена и произведения великих скульпторов, знаком с историей и основами мировых религий, но не может сам одеться. Он будет развитым или нет?
И тогда я поняла, чего я хочу для своего ребёнка. Я не хочу, чтобы она была напичкана разными знаниями, но я хочу, чтобы у неё была отличная память. Я не хочу дрессировать её, как собачку, на то, чтобы она давала мне правильные ответы. Я хочу, чтобы она научилась думать и логически мыслить, сама решала задачи, которые подбрасывает ей жизнь. Я не хочу, чтобы она зазубрила миллионы стихов, но я хочу, чтобы у неё был богатый словарный запас, чистая грамотная речь.
Мне очень нравится высказывание одного из моих любимых авторов, Юлии Борисовны Гиппенрейтер: "Живите с ребёнком, говорите с ним, показывайте ему мир. Но не занимайтесь (имеется в виду развитием), сжав зубы и тратя время".
Книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как", я бы рекомендовала к прочтению ВСЕМ мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям, тётям, а также всем тем, кто хочет научиться общаться с людьми. Научиться эффективно общаться. Думаю, что в своих заметках я вернусь к книге Юлии Борисовны и её необыкновенным идеям, а пока продолжу свою тему.
И вот, я решила просто жить с ребёнком. Просто жить. И это было очень сложно. Все вокруг доставали вопросами: "Почему ты не ходишь на развивашки?". "Развивашки" (о, Боже) - какое ужасное слово; лично у меня оно ассоциируется со словом "какашки", да простят меня мои уважаемые читатели, но хочется быть искренней. Мои объяснения, что, дескать, я сама психолог, у меня высшее психологическое образование, опыт работы с детьми, я сама учу детей и пр.. - этот мой ответ мало кого удовлетворял, но все страждущие меня попинать немного стихали, и это радовало.
Не удержусь, и всё же напишу немного про развивающие центры. Постараюсь ненадолго унять свой скептицизм и оценить деятельность подобных центров объективно. Ну, во-первых, идея создания и функционирования подобных организаций очень неплоха. У малышей на подобных "развивашках" есть отличная возможность пообщаться с себе подобными, а не только со взрослыми особями (параллельно с этим подцепить кучу вирусов и бактерий, и после чего немного поболеть - ну, как без этого-то). Кроме того, педагоги в этих центрах стараются увлечь малышей всевозможными занятиями, вроде лепки и пр. В этой связи крайне модными оказываются монтессори-педагоги (если кто слышал - тоже очень модная сейчас тенденция).
Таким образом, особого вреда подобные развивающие детские центры не несут, ну, только если сотрудники там адекватные и не орут на малышей. Вреда особого нет (разве что для родительского кошелька), а есть ли польза - вот вопрос. В этой связи мне очень запомнился случай, о котором хочу здесь упомянуть.
Как-то раз разговорились на прогулке с моей знакомой, обаятельной, умной девушкой, которая рассказывала о том, как они с сыном (ему тогда было года 1,5 примерно) сходили на "развивашки" в один из таких спец. центров. Девушка рассказала мне, что, следуя системе Марии Монтессори, одно из заданий было провести какие-то манипуляции с крупой. Крупа была засыпана в поддоны для кошачьих туалетов (другие инструментарии, видимо, в центре не нашлись). А маленький сын этой девушки не стал трогать крупу, которая лежала в подобном поддоне. И тогда девушка сказала: "Сын никогда не будет трогать руками то, что лежит в поддоне для кошачьего туалета". И она, по-моему, абсолютно права. И я бы не хотела, чтобы моя дочь участвовала в подобном задании, каким бы прогрессивно-образовательным бы оно не было.
Предвидя огромное количество протестов от вас, мои дорогие читатели, я всё же скажу вам своё мнение о том, почему родители водят ребёнка на занятия в развивающие центры. А вот почему:
1. Потому что это модно. ("Вот Вовочку соседка водит, Машенька у знакомых тоже ходит, чем мой Павлик хуже").
2. Потому что это занимает время и создаёт ощущение загруженности. ("Где была- где была, Нюрочку в центр на занятия возила").
3. Потому что это создаёт ИЛЛЮЗИЮ РАЗВИТИЯ ребёнка ("Вот, с моей Леночкой занимаются в центре, учат её всему").
Кстати, именно эту иллюзию развития бережно поддерживают производители так называемых "развивающих игрушек". Видели, сколько стоят подобные игрушечки? От тысячи рублей - это самая простая развивающая погремушка, а какие-нибудь зайчики, играющие в прятки и пр. - это уже от 2500 тысяч минимум. Для чего покупать подобные игрушки? И их покупают в огромных количествах родители всего мира. А для того, чтобы спастись от угрызений собственной совести и создать ту самую иллюзию развития: "Вот, купил сыну развивающий модуль, пусть играет" (а тем временем пока ребёнок скучает (да-да) со своей обновкой, родители безразлично пялятся в голубой экран телевизора. О телевизоре хочется много чего написать, но это, пожалуй, в следующий раз, иначе я совсем съеду с темы.
Мне всегда было интересно: неужели родители реально полагают, что какой-то там пусть даже супер-пупер педагог и психолог за 40 минут или час в подобным центре (т.е. где-то часа 2-3 в неделю максимум, т.е. 8-12 часов в месяц - тоже максимум) сможет развить их ребёнка, и он станет такой весь развитый - преразвитый.
Моё мнение по этому вопросу однозначно: ребёнок развивается в среде. В общении с другими людьми. И если он изо дня в день видит, как его отец ковыряет в носу, просиживая всё свободное время перед телевизором. Или постоянно слышит от своей матери: "Иди, поиграй", "Не мешай". А потом эта мать ведёт его на "развивашки", чтобы её любимым чадом занимался КТО-ТО ТАМ. Ну, извините, я никогда не поверю, что подобное развитие будет иметь успех.
4. Потому что родителям "некогда" заниматься с ребёнком.
Когда я отвечаю своим знакомым на их вопрос , и говорю, что "не вожу дочь в развивающий центр", то кроме недоумения в их глазах я часто слышу реплики в свой адрес, примерно такие:"Ну, у тебя же куча времени заниматься ребёнком, ты же дома сидишь". Обожаю эти реплики. Они меня реально развлекают. Конечно, я сижу дома. Сижу, в моём понимании это: играю и гуляю с ребёнком, веду быт, работаю (да-да, я была в реальном отпуске неделю до родов и неделю после них, всё остальное время я никогда не бросала работать, пусть даже не в пятидневку, но свой бизнес - тоже такая работа), уделяю времени всяким общественным вопросам (об этом, может, тоже вам расскажу), личным хобби и общению с друзьями. А ещё у меня есть всего два помощника: муж, который работает с ненормированным графиком и может "застрять" на работе практически на сутки, а также выезжает на работу в выходные дни, и мой папа, который помогает мне в самом идеальном варианте 2-3 часа в неделю. Это все мои помощники, но я абсолютно не жалуюсь, ведь у некоторых женщин нет помощников вообще. Меня развлекает, правда, когда мне начинают жаловаться на жизнь и нехватку времени женщины, у которых всего один ребёнок, которым каждый день помогает целый штат бабушек и дедушек, которые не работают нигде и никем, а только занимаются ребёнком (потому что готовка, уборка, стирка, глажка и пр. - это всё целиком на плечах штата помощников). Ну, да, оставим жалобщиков в покое - у них свои мотивы так поступать.
Часто слышу от знакомых что-то типа: "Вот, возим ребёнка на "развивашки", а то у нас дома совершенно нет времени на всякие такие занятия". Подобный подход родителей тоже очень умиляет. Можно применить простой подсчёт времени на сборы ребёнка, поездку или поход до центра и обратно. Это выйдет при самых скромных подсчётах не меньше часа в одну сторону, итого два часа чистого времени минимум. Что можно сделать дома с ребёнком за два часа (это если не считать тот оплаченный час занятий) и абсолютно бесплатно? Перечитать кучу маленьких книг, рисовать, раскрашивать, лепить, собрать железную дорогу и наиграться в неё, наварить кучу кукольных блюд, сшить одежду для кукол. Список можно продолжать бесконечно. Это за примерно три часа времени. Времени, которое было "убито" на сборы, стояние в пробках и пр. Уверена, что три часа подряд (невероятно), ну, или хотя бы два часа, проведённые за игрой и занятиями с любимой мамой окажутся для малыша бесконечно ценными, о которых более старшие дети будут вспоминать с теплотой и благодарностью.
5. Потому что родители хотят, чтобы их ребёнок общался со сверстниками.
Вот это, пожалуй, самое веское "потому что". Общение - очень ценно, и эту ценность невозможно переоценить. Но, водя ребёнка в развивающий центр, родителям, по-моему, важно отдавать себе отчёт в том, что малыши до 2,5 - 3 лет крайне мало склонны к конструктивному общению с себе подобными и в большинстве случаев воспринимают других малышей как предмет мебели или интерьера. Это не моё мнение, а результаты многочисленных психологических экспериментов. Просто понаблюдайте, как общаются малыши, они могут отодвинуть другого ребёнка, как мы бы отодвинули, допустим, стул, стоящий у нас на пути. Дети такого возраста психологически не готовы выстраивать диалог с малышами. Помня свою дочь, она могла неплохо взаимодействовать с более старшими детьми, которые сами "вели" её, направляли диалог и игру. Этого практически невозможно добиться в группе, где все малыши очень малы.
Так что же, малышу не нужно общаться со сверстниками? Конечно нужно. Очень даже нужно. И со сверстниками, и с более старшими детьми, и со взрослыми. Вопрос лишь в том, нужно ли ради этого общения возить крайне маленького ребёнка (до 2,5-3 лет) в детский центр?
Какую мысль я хотела высказать всей этой писаниной? Главное - пожалуй, то, что в наши дни, к сожалению, хождение в развивающий центр полностью или практически полностью заменяет то, что называется "развитием ребёнка". Иными словами, ребёнок "развивается" каким-то там образом только в детском центре. Родители при этом считают, что передали развитие и воспитание ребёнка настоящим профессионалам, а сами могут и отдохнуть.
Посещать развивающий центр, несомненно интересно, позитивно, конструктивно и для мамы, которая может переключиться с домашних дел на что-то ещё, и для малыша, который тоже меняет обстановку, игрушки и общается с другими людьми. Я прекрасно понимаю тех родителей, которые возят ребёнка в подобные учреждения. Но, пожалуй, не стоит критически относиться к тем родителям, которые предпочитают развивать ребёнка дома и считать их детей "недоразвитыми".
И ещё: может, всё же стоит пожить с ребёнком, поговорить с ним, погулять, поиграть, послушать , а главное, вслушаться в то, что он говорит, вместо того, чтобы превращать его жизнь в жёсткую систему крайне полезных развивающих занятий.
В следующих своих заметках на тему раннего развития я хочу рассказать о том, какие фишки были придуманы мной для своего ребёнка: об удачных играх и наблюдениях. О тех удачных методах и подходах, которые сработали. О допущенных ошибках, которые могли бы создать очень печальную ситуацию, но, к счастью, не создали. Возможно, что что-нибудь из моего опыта будет полезно и вам, мои дорогие отважные читатели, дочитавшие мой опус до конца.