Сила и слава

Feb 05, 2012 14:56

Дочитала "Силу и славу" Грэма Грина, которую мне подарили на день рождения. Спасибо, Саша!
Так вот.
Начнём с того, что, что бы я там ни говорила по ходу прочтения, в конечном итоге мне очень понравилось. Как-то по нарастающей: всё больше с каждой главой. То есть, сначала, каюсь, было нудно, и местами даже очень. Потом в этой нудности стали проступать великолепные, гениальные эпизоды и фразы, заставляющие надолго зависнуть с влажными глазами над раскрытой книгой. Дальше - больше, и концовка была прекрасна, и там чувствовалось то, что звучит в заглавии - торжество Бога и веры, сила и слава.
Но. А "но", безусловно, есть.
Главный герой был с нами с самого начала книги, поэтому к нему успеваешь привязаться, пока читаешь. Мне он понравился тем, что он абсолютно человек, со своими слабостями, грехами и недостатками. И когда он пришёл в деревушку и в изнеможении повалился на пол в сарае, попросив только одного: глоток бренди и поспать до утра, а к нему стали прямо сейчас ломиться местные жители со своими грехами, которые надо искупить на исповеди и с детьми, которых надо крестить - я абсолютно понимала, почему он чуть не до слёз умолял их подождать до завтра. И дочь его... да, она - плод греха, потому что он монах, и ему по статусу не положено, но он к ней привязан. А за что её не любить? Да, согрешил он сам, по собственной воле. Но если бы Бог не хотел, эта связь так и осталась бы только связью, без последствий. А Господь дал ему дочь - хоть кого-то, кого можно любить.
И вот тут и начинается то самое "но". Все эти люди - простые, бесхитростные деревенские люди, которые сейчас покаются и окрестят детей - и пойдут дальше делать всё то же самое, что делали эти пять лет без священника - разве он их любит? Разве он, принимая их исповедь, снисходит к их слабостям? Может быть, я чего-то не понимаю, но мне показалось, что нет. Там ведь много раз говорится, что ему хотелось им сказать что-то очень серьёзное, мудрое и правильное, но он почему-то каждый раз говорил совсем другое - глупые исповедальные формальности: "Ну прочти столько-то раз "Отче наш...", столько-то раз "Богородицу"...". Так что ему мешало сказать им это самое мудрое и серьёзное? Страх, что они не поймут? Но Корал же поняла! Или тот мальчик, которому мама читала скучные, но нужные книжки. Почему бы они не поняли? А он слушает их и думает что-то вроде "да что они понимают в грехах! Ну подумаешь, пост нарушили! А исповедуются священнику-прелюбодею!". Он зациклен на своём грехе. А грех, как бы велик он ни был, не должен застить надежды на Божие всепрощение.
А ещё он трус, и вот это, хотя и тоже человеческая (в смысле, присущая живому земному человеку) черта, меня в нём откровенно раздражает. Какой же он мученик, если он боится? Мученики - тоже люди (сегодня батюшка замечательную проповедь на эту тему сказал), но они не боялись этого решительного шага. У них тоже были грехи, я уверена, что у многих остались и нераскаянные - но Господь простил им всё за эту их последнюю решимость. А у главного героя "Силы и славы" этого не было. Он и сам это признавал - это ему в плюс - но не было... и это раздражает. Инстинкт самосохранения? Но если у него есть вера, упование на Промысл Божий, он же должен понимать, что последним он никогда не будет, и что раз так надо, значит, Господь позаботится о Своих чадах.
Но на тему его трусости там в конце тоже есть гениальный пассаж: "Осталось только чувство безмерной тоски, ибо он предстанет перед Богом с пустыми руками, так ничего и не свершив. В эту минуту ему казалось, что стать святым было легче лёгкого. Для этого требовалось только немного воли и мужества. Он словно упустил своё счастье, опоздав на секунду к условленному месту встречи". Раскаяние в трусости пришло, а мужества не прибавилось.
Но на это есть концовка. Он пришёл к Богу не с пустыми руками. Потому что есть, как минимум, Корал. Которая, судя по его сну, встретит его Там. Не знаю, считал ли Грэм Грин столик в кафе, которое одновременно было храмом и где шла месса, и незначащую болтовню с милой девочкой - раем, это ли он имел в виду, но именно это получил главный герой, и это по-своему хорошо, потому что заслужил.
Вот так.

жизненное, проза, credo

Previous post Next post
Up