Сегодня 6 июня 2024 года исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
Мне давно хотелось рассмотреть единственный снятый о нем фильм, который лучше бы не снимали.
Фильм этот называется «Поэма о крыльях» и снял его в 1979 году советский режиссер Даниил Храбровицкий. По-видимому, его вдохновил успех «Укрощения огня» и он решил снять нечто похожее, но уже из области истории авиации. Главная тема фильма - сравнение судеб двух инженеров - Игоря Ивановича Сикорского и Андрея Николаевича Туполева, которому в фильме отдан явный приоритет.
Фильм открывается показом парижского авиасалона, на котором пожилой Андрей Николаевич Туполев узнает что «здесь Игорь Сикорский» и почти что бежит к нему навстречу. Почему-то режиссер и автор сценария Даниил Храбровицкий решил, что два авиаконструктора были некогда близкими друзьями. На бегу Туполев вспоминает прошлое.
Мы видим заснеженную Москву 1912 года, на лихой тройке едет молодой Игорь Сикорский. Едет он к столь же молодому Андрею Туполеву, чтобы показать ему модель будущего самолета «Илья Муромец». Туполев смотрит на модель и делает ценные замечания. Он общается с Сикорским очень доброжелательно, но покровительственно, как старший товарищ.
Игорь Сикорский в 1912 году.
Весь эпизод выдуман от начала и до конца. Дело в том, что 1911 году Андрей Туполев был отчислен из ИМТУ и выслан в Кимры, где и оставался до 1914 года. Да и зачем бы Сикорскому, который к тому времени был опытным авиаконструктором, построившем уже с десяток успешно летающих самолетов, советоваться со студентом, в активе которого лишь один полет на планере?
Следующая сцена выглядит едва ли не самой масштабной в фильме. Перед зрителем появляется странный самолет, представляющий собой гибрид «Ильи Муромца» и «Русского витязя». От «Муромца» взят фюзеляж и крылья, от «Витязя» - носовой балкон.
Русский витязь
Илья Муромец
Монстр из фильмы.
Самолет представляется самому Государю Императору. В реальности такая встреча действительно была, Государь подробно осмотрел «Русский витязь» и пожелал удачи молодому конструктору. При встреч присутствовал военный министр Сухомлинов и еще несколько высших чинов военного ведомства.
Рядом с Государем стоит человек со странными погонами (таких в Российской Империи не было), косплеящий Великого Князя Александра Михайловича. Князь на экране явно не любит «Муромец» и сообщает Императору, что «моторы-то у этого богатыря французские». Не надо обманывать Императора, Ваше Высочество, вообще-то немецкие.
Великий князь Александр Михайлович в жизни
Какой-то неудачный косплей
Государь поднимается на борт гигантского аэроплана и пропускает мимо ушей слова Сикорского о том, что «общество русско-балтийского завода готово немедленно начать выпуск таких самолетов для русской армии». Экранному царю это не интересно. А вот в настоящей истории, военное и морское ведомства Российской Империи выдали Руссо-балту заказ на «Муромцы», которые завод с предельной нагрузкой строил до 1917 года. В 1914-м году из Муромцев будет сформирована Эскадра воздушных кораблей - первое в мире соединение бомбардировочной авиации. Командовать эскадрой будет управляющий РБВЗ Михаил Владимирович Шидловский.
Чтобы окончательно подчеркнуть некомпетентность Государя и его равнодушие к делам авиации на сцене появляется профессор Жуковский и подает Его Величеству прошение об открытии в стране Аэродинамического института. Государь смотрит на Жуковского с недоумением, и мы понимаем почему. Ведь еще в 1905-м году под Москвой на средства промышленника и ученого Д.П. Рябушинского был создан первый в Европе Воздухоплавательный институт в Кучино, научным руководителем которого был… профессор Н.Е. Жуковский. Институт успешно работал до 1917 года, когда был национализирован новой властью, и тогда, действительно, Жуковский обращается с призывом его восстановить, что и было сделано в 1918 году. Возрожденный институт получил название ЦАГИ, под которым существует по сию пору. Кстати, в ЦАГИ прекрасно знают свою историю и ведут ее именно с лабораторий в Кучино (о чем каждый желающий может прочесть на официальном сайте института). И еще одна деталь - представляя ученого Императору его называют - «Профессор Жуковский», но Николай Егорович не только профессор, но еще и действительный статский советник и кавалер пяти орденов Российской Империи. Как раз в следующем 1914 году будет удостоен Ордена Святой Анны первой степени в знак признания его заслуг перед отечественной наукой.
В следующий раз на экране Сикорский и Туполев встречаются в 1918 году, когда Сикорский приехал просить совета у Жуковского перед эмиграцией. Надо ли говорить, что вся эта сцена тоже выдумана? И не только потому, что Сикорский жил в Петрограде и Киеве, а Жуковский не покидал Москвы, но и потому, что Николай Егорович был в 1918 году наверное последним человеком, с которым Сикорский стал бы советоваться о чем бы то ни было.
Дело в том, что после февральской революции 1917 года против Сикорского и Шидловского была развернута настоящая травля. Их обвиняли в монархизме (справедливо) и в том, что они построили убогий антинаучный самолет «Илья Муромец» чтобы губить жизни русских людей. Одним из вдохновителей и активных участников этой травли был и профессор Жуковский. Что им руководило сейчас сказать сложно. Возможно, оказало влияние то, что построенный под руководством его ученика Василия Андриановича Слесарев конкурент «Муромца» под названием «Святогор» так и не смог оторваться от земли. Для Шидловского эта клеветническая кампаний закончилась трагически - он был арестован и расстрелян чекистами. Сикорский искренне уважал патрона и беседовать с его врагами не стал бы.
Далее на экране жизнь Сикорского за океаном. Талантливый авиаконструктор и его товарищи бьются с «миром чистогана» с трудом находя средства для создания самолета. Все это вроде бы верно, но настроения людей на экране разительно отличаются от тех, что сохранились в мемуарах участников. Мечта о крыльях помогла русским людям и за рубежом начать творить заново. И было еще одно - православная вера. Вокруг Сикорского собрались люди верующие, близкие ему духовно. Согласно работать почти без жалования, а порой и вовсе без него, чтобы добиться успеха. Никаких конфликтов, показанных в кино между Игорем Ивановичем и его сотрудниками не было. Это была команда энтузиастов единомышленников, потому им и удалось совершить невозможное.
Сикорский и его сотрудники строят S-29a
S-29a американский потомок Муромца
В фильме показан эпизод гибели первого американского самолета Сикорского S-29a на съемках кинофильма «Ангелы Ада». Это действительно было, но советский режиссер зачем-то добавил в фильм сцену самоубийства русского пилота, разочарованного в жизни в эмиграции. И по фильму, только страховка, завещанная погибшим товарищем, помогла Сикорскому стать на ноги. Такой вот успех на крови.
Русские пилоты в фирме Сикорского действительно были. И какие!
Штабс-капитан Борис Сергиевский. 11 подтвержденных воздушных побед. Георгиевский кавалер. Вопреки показанному в кино мирно скончался в 1971 году в возрасте 83 лет.
Борис Петрович Лабенский, мичман русского императорского флота, участник знаменитого похода тральщика «Китобой», шеф пилот фирмы Сикорского до конца 40-х годов. Умер в 1950-м от болезни.
Ни один из русских пилотов фирмы Сикорского не погиб, а успех пришел к компании после строительства амфибии S-38, прозванной «Летающей яхтой», которую, конечно, советскому зрителю показывать не надо.
S-38 Отдельные экземпляры этого аэроплана летают по сию пору.
Равно как и не надо ему знать, что одной из основных версий катастрофы самолета S-35, которую в кино показали во всех подробностях, является диверсия со стороны агентуры Коминтерна против «белогвардейского конструктора Сикорского».
Сикорский и его сотрудники на фоне S-35
Знаменитые летающие лодки Сикорского - S-40, S-42 S-43 на экране и вовсе не показаны.
ДА ЭТО ФИЛЬМ ПРО СИКОРСКОГО В КОТОРОМ НЕТ ЛЕТАЮЩИХ ЛОДОК
S-40
S-42
VS-44 последний самолет Сикорского
Далее на экране мы видим жизнь Андрея Туполева в советской России. Товарищ Туполев много выступает на собраниях, беседует с видными партийцами и невольно возникает вопрос - а когда же он строит самолеты? Как раз труд авиаконструктора, инженера на экране почти не заметен. Из всех довоенных самолетов Туполева на экране появляются только AHT-2 и АНТ-25.
И мы можем предположить почему. Дело в том, что эти машины хорошо сохранились в музее, где и были сняты (в кадр даже музейный таблички попадают), а остальные нет. Конечно, технологии 70-х годов позволяли построить макеты, но режиссер предпочел потратить выделенные на фильм деньги на командировку в Париж (где снимался авиасалон и встречу, которой в реальности не было) и на Кубу, где снимался американский дом Сикорского.
В реальности отношения Андрея Николаевича Туполева и советской власти были сложными. Для советских вождей авиаконструктор - сын сибирского казака и дворянки, был социально чуждым. Глава советского правительства В.М. Молотов так говорил о Туполеве:
Много болтали лишнего. И круг их знакомств, как и следовало ожидать… Они ведь не поддерживали нас…
В значительной части наша русская интеллигенция была тесно связана с зажиточным крестьянством, у которого прокулацкие настроения, страна-то крестьянская.
Тот же Туполев мог бы стать и опасным врагом. У него большие связи с враждебной нам интеллигенцией. И, если он помогает врагу, и еще благодаря своему авторитету втягивает других, которые не хотят разбираться, хотя и думает, что это полезно русскому народу… А люди попадают в фальшивое положение. Туполевы - они были в свое время очень серьезным вопросом для нас. Некоторое время они были противниками, и нужно было еще время, чтобы их приблизить к Советской власти.
Современные историки авиации показываю сложный и запутанный мир интриг в среде советских авиаконструкторов в 30-е годы, в которых Андрей Николаевич Туполев принимал активнейшее участие. Но зачем это показывать, лучше показать как Туполев 6 минут экранного времени беседует с товарищем Орджоникидзе.
В 1934 году Андрей Николаевич Туполев отправляется в США как руководитель советской делегации по закупке авиатехнологий. И тогда-то происходит его единственная исторически подтвержденная встреча с Игорем Ивановичем Сикорским, у фирмы которого СССР закупает летающие лодки-амфибии S-43. На экране - Туполев и Сикорский общаются во дворе роскошного особняка Сикорского рядом с бассейном и садом. Видимо, только так мог представить себе успех в Америке советский режиссер.
В реальности Игорь Иванович жил в довольно скромном коттедже, а вместо особняка с бассейном построил Православный храм, который стоит по сию пору.
Православный храм в Stratford
В кино Туполев и Сикорский общаются дружески, в реальности беседа была деловой и довольно жесткой. Монархист Сикорский не был особенно гостеприимен с коммунистами. Представитель НИИ ВВС в делегации Иван Никитович Квитко вспоминал:
«В установленное время мы приехали. У завода нас встретили и провели в кабинет Сикорского. Впереди шел Андрей Николаевич [Туполев]. Открыв дверь в кабинет, мы все остановились. В углу за столом сидел Сикорский. Над ним был целый иконостас и горела лампада. После небольшой заминки Туполев переступил порог. За ним вошли наши уважаемые профессора, за ними и остальные члены комиссии. Сикорский поднялся, поздоровался за руку с Андреем Николаевичем, всем остальным слегка кивнул головой и предложил Туполеву сесть. Другие члены комиссии стояли. Наступила пауза. Через минуту Андрей Николаевич спросил: "Над чем работаете, Игорь Николаевич?" Сикорский ответил: "Строим амфибию сорок вторую". На столе стояла модель этого самолета, который мы хорошо знали по литературе. Затем спросил Сикорский: "А у вас, Андрей Николаевич, что сейчас в работе?"».
Неизвестно, сказал ли Сикорскому Туполев о грандиозном АНТ-20, но Сикорский и так был осведомлен об успехах земляков.
Разговор явно не получался: сразу было видно, что наша комиссия ему навязана сверху и разговаривать с нами он не хотел. После очередной паузы в комнату вошел одетый с иголочки, пахнущий дорогими духами очень красивый высокий человек лет сорока пяти. Представился: "Шеф-пилот Игоря Ивановича князь Сергеевский". Сикорский произнес еще пять слов: "Князь Сергеевский вам все покажет". И мы вышли. Князь, оказавшийся довольно разговорчивым человеком, повел нас в сборочный цех… После короткого осмотра цеха Сергеевский показал нам собственную маленькую амфибию, на которой он летал на охоту, и повел нас обратно. У двери здания, в котором находился кабинет Сикорского, стоял он сам. Мы думали, что он поджидает нас, чтобы показать что-нибудь. Но он простился за руку с Туполевым, что означало окончание нашей встречи. Вышли мы со двора завода и в расстроенных чувствах молча пошли к своим машинам».
Спустя две-три минуты Туполев в сердцах произнес: «Мерзавец!»
S-42 был не амфибией, а огромной летающей лодкой авиалайнером, а Борис Сергиевский не был князем, в но в остальном описание выглядит логичным.
Далее в кино показана история самолета Ту-2 (АНТ-58) но показана весьма условно, то что самолет создавался Туполевым в заключении не сказано. Арест Туполева вообще не показан. Показано лишь его освобождение во время войны. И в самом деле, зачем травмировать советского зрителя.
Дальше вранье продолжается даже в мелочах:
Туполеву рассказывают о том, что в авиакатастрофе погиб его бывший ученик конструктор Петляков и якобы летевший с ним на одном самолете заместитель Туполева некий Орлов.
Зачем врать? Вместе с Петляковым на соседней «пешке» летел его заместитель Александр Михайлович Изаксон который остался жив и мирно умер в 1981 году.
После этого режиссер «делает монтаж» кадры с Ту-2 на экране сменяются взлетающим Ту-16, а потом сразу сцена с первым полетом Ту-144.
Кстати, его проектировал не Андрей Николаевич, а Алексей Андреевич Туполев - сын и наследник конструктора. Вот же хороший сюжет для кино - сын (и еще зять) продолжают дело отца. Но нет, не показали.
Положим военные самолеты считались секретными, но почему не показать Ту-104, Ту-114?
Впрочем, военная и послевоенная история Сикорского не показана вовсе - ДА Это фильм про Сикорского, в котором не показаны вертолеты Сикорского!!!
Игорь Сикорский пилот вертолета №1 в США.
И венчает все встреча на том самом салоне в Ле-Бурже. Кстати, встречаются там два духа.
Ибо Игорь Иванович Сикорский и Андрей Николаевич Туполев скончались в одном и том же 1972 году. А Ту-144, который Туполев показывает Сикорскому прибыл в Париж в 1973-м.
И это, кстати, не лучшая идея для финала фильма, ибо любой любитель авиации знает, что за словами «Ту-144», «Ле-Бурже» следует слово «катастрофа».
Место катастрофы Ту-144 под Парижем.
Да и сам самолет Ту-144 оказался неудачным. И был снят с эксплуатации уже в 1978 году, совершив всего 55 рейсов с пассажирами.
Неудачи бывают у любого конструктора, так зачем же советский режиссер решил показать именно неудачную машину Туполева, умолчав об удачных?
Не будем говорить о том, как в фильме переврана личная жизнь героев, там мало что общего с реальностью.
В общем, режиссер и автор сценария Даниил Храбровицкий сумел одним фильмом плюнуть в память сразу двух авиаконструкторов. Чем они ему насолили осталось за кадром.
Надеюсь когда-нибудь по Сикорского и про Туполева снимут два хороших сериала, в которых их интересная и сложная жизнь будет показана как следует.
А.