Событие и оценка

Jan 26, 2022 14:51





12 ноября 1899 года броненосец береговой обороны Российского Императорского Флота «Генерал-адмирала Апраксин», совершая переход из Кронштадта в Либаву, налетел на камни у острова Гогланд.



Спасательная операция продолжалась всю зиму и 11 апреля 1900 года корабль удалось снять с мели и привести в Кронштадт, а после ремонта он продолжил службу в составе русского флота (потом еще и в составе Японского, но это уже другая история.

Вроде бы обычный эпизод. Навигационная авария с тяжелыми последствиями, но аварийные службы флота вместе с структурами других ведомств и с привлечением частных кампаний успешно спасли корабль.

Как это событие оценивается в нашей историографии:

Авария «Апраксина» показала слабость спасательных средств Морского ведомства, вынужденного прибегать к импровизации и привлечению иных государственных и частных организаций.

(Грибовский В.Ю. Генерал-адмирал Апраксин)

Итак, авария показала слабость русского флота в аварийно-спасательном деле - такова оценка современного историка.



30 мая 1906 года новейший британский броненосец «Монтегю» (типа «Дункан», вступил в строй в 1903 году) проводил эксперименты с радиосвязью в Бристольском заливе.

Не поверив данным лоцмана, британские офицеры посадили свой корабль на груду камней Шуттер-рок у острова Ланди.





Как похоже!

Как пишут английские же авторы -

Since the Royal Navy had no dedicated salvage unit, it turned to Frederick Young, a former Royal Navy captain who now worked as the chief salvage officer of the Liverpool Salvage Association. Young was at that time the foremost expert on marine salvage in Britain, so he was hired to advise Admiral Sir Arthur Wilson, the commander of the Channel Fleet, who had no experience in salvage operations.

Все лето возились отставной капитан и действующий адмирал с кораблем. Сняли с него всю артиллерию, включая главный калибр, пытаясь с мели чуть не посадили на те же камни «Дункан», но... ничего не вышло.



Списали в графу расход 85 тысяч фунтов да и корабль, обломки которого ныне привлекают пловцов дайверов.

Но, как оценивают это событие британские историки? Да никак. Потеряли корабль на скалах и ладно. Не всякий корабль на скалах спасти можно. Но никаких слов о «слабости Королевского флота в аварийно-спасательной сфере» не пишут. Потому как задачи «клеймить проклятое прошлое» не имеют.

А.

Рожественский, История, История старой России

Previous post Next post
Up