[шутер вместо кино] На примере данной ленты хорошо демонстрировать разницу между фильмом как художественным произведением и фильмом как продуктом(-придатком) культуры, существующим в одном измерении - зрелищном. Первый - превращает мир в образы (формулировка Вернера Херцога) и, как итог, заключает в себе некий цельный образ реальности (какой именно и в какой степени оказывающейся подлинной - это уже другой, второстепенный в данном случае, вопрос). Второй - ничего субстанционально нового не рождает и не создаёт, а лишь продуцирует множество движущихся картинок, подводя их в процессе сотворения под некий (тот или иной - это уже имеет исключительно частное значение) общий сюжетный и стилистический знаменатель.
В фильме «28 панфиловцев» не только отсутствует точка зрения, взгляд, позиция, которые хоть в какой-то степени можно было бы назвать авторскими (это было бы ещё полбеды), там вообще отсутствует какая бы то ни была изобразительная индивидуальность, глубина и перспектива (осмысленная крупность плана и топология пространства, если говорить строго киноведческим языком) - зато каждую минуту под пафосную музыку что-то такое сверхактивное происходит (правда, надо признать, в несколько однообразной тональности - в основном, всё взрывается). Одним словом, пространство 3d action. И это не то, чтобы преувеличение или метафора. Действительно, полное ощущение - что мы, как говорится, «ошиблись дверью» и вместо премьеры новой кинокартины зашли на презентацию «для своих» (ибо кому ещё такое интересно) новой компьютерной игры про Вторую Мировую (часть такая-то, эпизод такой-то). И опять же не то, чтобы я принципиально был против игр, но в игры (во всяком случае, компьютерные) надо играть, а не смотреть - да ещё часами - на то, как играют другие.