"Седьмой континент" Михаэля Ханеке

Dec 10, 2011 14:18



Бесстрастная препарация жизни самой обычной «среднестатистической» буржуазной семьи. Семьи, состоящей из преуспевающего мужа, инженера, его жены, врача и их дочери, школьницы, которым «вдруг» настолько опостылело собственное существование, что они принимают осознанное решение покончить с собой. А непосредственно перед самой эмиграцией на «седьмой континент» они целенаправленно и систематически (в течение нескольких дней) убивают свою квартиру - уничтожают, ломают, разрушают, смывают в унитаз всё своё материальное имущество, заложниками которого они являлись всю свою жизнь. Но возможно ожидаемого освобождения не происходит, точнее оно происходит, но оказывается, что это их материальное окружение, все эти вещи - это единственное, что их держит в этой жизни, и освободившись от них, они освобождаются и от самой жизни. Но, по Ханеке они, можно сказать, и не жили - ведь вся их жизнь сводилась к доведённому до автоматизма взаимодействию с окружающим материальным миром, причём цель сего взаимодействия неизменно исчерпывалась лишь одним - комфортным удовлетворением своих физических потребностей. Именно поэтому они и решают свести счёты с жизнью - как бы неожиданно осознав всю меру бессмысленности и бесперспективности такого существования.
         Однако самое ужасное, что самоубийство им представляется единственно возможным решением, поскольку они оказываются в принципе не способными (почему не способными? - это по всей видимости главный вопрос, который Ханеке адресует зрителям) что-либо изменить в своей жизни. И в этом отношении, финал - казалось бы не имеющее никаких рациональных причин и мотивировок (и потому со стороны кажущееся следствием не иначе как какого-то абсурда или полного умопомешательства) коллективное самоубийство  - в трактовке Ханеке является печально закономерным. Он словно даёт наглядный ответ на вопрос к какому логическому концу может привести такое механистическое существование. Зачем жить, если каждый новый день по сути ничем не отличается от прошедшего? - примерно таким вопросом задаются герои фильма, смертельно устав от своей жизни, от её бесконечного однообразия и собственной нравственной пустоты, от бесцельности и бездуховности своего существования - и… не находят ответа. А значит, и не видят никакого смысла в своём дальнейшем существовании… И действительно, какая разница сколько продлится «день сурка»?

9 из 10

Previous post Next post
Up