1. "Без медведей" (Джафар Панахи, 2022)
2. "Сказка" (Александр Сокуров, 2022)
3. "Опавшие листья" (Аки Каурисмяки, 2023)
4. "Снегирь" (Борис Хлебников, 2023)
5. "Капитан Волконогов бежал" (Алексей Чупов, Наталья Меркулова, 2021)
Приятной неожиданностью является наличие сразу трёх хороших отечественных фильмов, причём один абсолютно уникальный, и, представляется, что лучший у нас за последнее десятилетие (со времён "Фауста" того же автора). Нельзя сказать, что это безусловный шедевр, но действительно такого не делал никто! По пути всё более новаторского усложнения пошёл и Джафар Панахи, лучший иранский режиссёр после смерти Киаростами, у которого получилось тоже совершенно уникальное по жанру произведение: мокьюментари в мокьюментари! Именно эти две картины - единственные, заслуживающие фундаментального киноведческого исследования (о прокате умолчу), - несомненно, лучшие в ушедшем году.
А ещё очень приятно, что Аки Каурисмяки "снова в седле", хотя конечно это вновь "фильм Аки Каурисмяки", как выражаются не поклонники его творчества, и, тем не менее, это самое удачное творение певца городских окраин со времён "городских окраин".
Но в целом о современном кинопроцессе замечательно выразился герой скрыто исповедальной картины Виктора Эрисе "Закройте глаза": "После смерти Дрейера в кино больше не бывает настоящих чудес".