Египетский бог Анубис, проводник умерших в загробный мир. Легенда московского метро

May 31, 2017 23:28

Одной из самых красивых станций московского метрополитена считается «Площадь Революции». Согласно данным опроса, проведенного в 2009 году, она заняла третье место. Первое место - «Маяковская», второе - Новослободская. Архитектор всех этих станций (а еще «Кропоткинской» и «Автозаводской») - Алексей Николаевич Душкин.
http://trv-science.ru/2015/03/24/aleksej-dushkin-arkhitektor/
В оформлении «Площади Революции» удачно сочетаются красный, светло-золотистый, белый и серый мрамор. А также черный армянский мрамор «давалу». Пол выложен светлым и черным гранитом. «Дворец для народа», каким и задумывалась тогда каждая станция метро, украшен арками. Углы пилонов Душкин предполагал оформить барельефами.
Для этого он пригласил в 1936 году скульптора Матвея Генриховича Манизера. Познакомившись с архитектурой станции, тот предложил (на комиссии) вместо барельефов установить скульптуры, отражающие развитие советского общества с 1917 по 1937 год. За три года Манизер (с помощью учеников) создал 20 оригинальных бронзовых скульптур, каждая из которых отлита была в четырех экземплярах (на станции при открытии имелось 40 арок, поэтому в них следовало установить 80 скульптур: по две в каждой арке). Фигуры расставляли в шахматном порядке: при таком расположении, двигаясь по продольной оси станции, можно увидеть все скульптуры без повторов.
 Тематика скульптур выбрана была таким образом, чтобы пассажир, спустившись по эскалатору из западного вестибюля (сооруженного изначально) и пройдя всю станцию, наглядно мог представить себе, как менялась жизнь в СССР с октября 1917 по 1938 год.
Последняя арка - пионеры-авиамоделисты и пионерки-географы. Фигуры этой арки остались только со стороны платформ, так как в 1947 году проход был замурован в связи с открытием восточного вестибюля станции (фигуры со стороны центрального зала утрачены). Так что скульптур на станции осталось 76 (вместо 80).
Сложной задачей оказалось поместить фигуры выше человеческого роста в небольшие углы арок, поэтому все скульптуры - с согнутыми коленями, что и отметила правительственная комиссия. А выше потолок на станции нельзя было сделать, потому что она - глубокого заложения (все, которые ниже 35 метров).
И.В. Сталин лично курировал открытие каждой станции метро. Прибыв на «Площадь Революции», Сталин долго ходил вокруг скульптур и приговаривал: «Как жывые, как жывые…». Это и спасло станцию.
Алексей Николаевич после ввода станции в эксплуатацию несколько расстроился даже: станция получилась скорее «скульптурной», чем «архитектурной». Переиграл его Манизер.
Народ, глядя на сгорбившиеся скульптуры, мрачно шутил: мол, при коммунистах весь народ или «сидит», или стоит на коленях.
Самая известная скульптура станции - «Пограничник с собакой». Строго говоря, поскольку скульптуры на станции повторяются, то пограничников (как и собак) здесь четыре. Прототипом пограничника (по одной версии) был знакомый скульптора по фамилии Бауман, служивший когда-то на границе.
В СССР религия и приметы всякие не в чести были, поэтому советские люди ходили мимо статуй станции совершенно спокойно, их не трогая. Никто здесь ничего не тер.
И только в 90-е года прошлого века возникла примета: потрешь определенное место у нужной статуи - и будет тебе счастье. То или иное. Студенты МГТУ им. Баумана возлюбили собаку однофамильца того самого Баумана, чье имя носит университет. «Их» собачка - ближе всего к третьему вагону с конца при движении в сторону «Бауманской». Хочешь зачет сдать - три собачьи лапы, экзамен - нос.
Поэтому морда у собаки сильно стерта - ежедневно гладят ее десятки (если не сотни) тысяч пассажиров метро. Впрочем, блестят носы и у трех остальных собак. Вообще то (конечно) бронза постепенно стирается, но ведь не запретишь же людям в чудеса верить.
Со временем знатоки решили, что собаки ни на какую породу не похожи, а похожи они на дикую собаку или шакала - в их образе египтяне обыкновенно изображали бога Анубиса (сына Осириса и жены Сета Нефтиды), проводника умерших в загробный мир.
При строительстве первой очереди московского метро произошло около пятисот завалов (не считая уничтоженных древних погостов). Манизер знал об этом. И оставил душам неприкаянным проводника.
Мифология вообще самым неожиданным образом в советской скульптуре отражалась. Те же мухинские «Рабочий и Колхозница» - не что иное, как «Ника Самофракийская» и один из «Тираноборцев».
Вот у этого студента в левой руке - шестеренка какая-то, а в правой - циркуль когда-то был. Теперь нет, своровали, причем у всех четырех студентов.
Вторая по популярности (после собаки) скульптура изображает сидящую студентку, читающую книгу. Согласно поверью, бронзовая барышня приносит счастье в любви. Чтобы избежать участи старой девы или встретить хорошую девушку, нужно потереть носок туфли ноге студентки. Носок туфли не хуже собачьего носа сияет.
Каждая скульптура на станции отражает образ реально существовавшего человека. Вот только большая часть их имен и фамилий не сохранилась. Но есть и исключения.
Сидящий юноша, обхвативший колени (на одном из которых - книга) и мечтательно глядящий вдаль, популярностью у публики почти не пользуется. А между тем это точная бронзовая копия Аркадия Гидрата: преподавателя Московского государственного института физической культуры, чемпиона Москвы по прыжкам в высоту, рекордсмена СССР. В 1939 году ушел на финскую, вернулся, а тут новая война. Погиб под Синявинскими высотами (под Ленинградом), когда дочке его четыре годика было. И всю жизнь потом вдова его дочку к бронзовому «папе» приводила и одну-две гвоздички клала. А в 2000 году на месте боев нашли его останки с именным медальоном. В медальон записка жене была вложена, на полях которой Аркадий написал: «Живи счастливо!».
При входе на станцию с эскалатора западного вестибюля принято потереть колено революционному рабочему с винтовкой: просто так, на удачу. А еще лучше - гранату, которую он в правой руке держит.
У революционного солдата трут приклад винтовки, но так - без особого энтузиазма.
У матроса (с линкора «Марат») с сигнальным флажком трут флажок, но непременно с утра - чтобы день удачно сложился. Моделью матроса послужил курсант Ленинградского военно-морского училища им. Фрунзе Олимпий Иванович Рудаков. В 1953 году, будучи уже капитаном 1-го ранга, он станцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день ее коронации. Потому что преподнес королеве подарок от Советского правительства - горностаевую мантию.
У матроса с револьвером «наган» трут револьвер, звезду на рукаве и (капельку) гранату. Матрос «отвечает» за удачные сделки и общее финансовое благополучие. В войну скульптуры в Ташкент эвакуировали и кое-какие детали у них заново делать пришлось. Ходит легенда, что револьверы (разболтанные) у матросов воровали. Сейчас их укрепили.
У дискоболки (у одной из четырех) правая грудь натерта: можно предположить, что сделали это те барышни, у кого денег на силикон не хватает.
Еще две скульптуры: папа с дочкой и мама с сыном. Кто мужа хорошего хочет - трет коленку папы, девочку - пяточку девочки, жену хорошую - коленку мамы, мальчика - причинное место (скоро отвалится) у мальчика.
У девушки - «Ворошиловского стрелка» (с пневматической винтовкой) трут значок «Ворошиловского стрелка»: чтобы стрела Амура точно легла.
Лишь одна скульптура на станции несчастье приносит: скотница с курицей и петухом. Считается, что трогать петуха (особенно клюв) нельзя категорически: большая беда случится. Петух (при этом) натерт до блеска: то ли приезжие насчет этой приметы не в курсе, то ли она не действует. А может, надоело петуху несчастья приносить и перекрасился он из Плохиша в Кибальчиша (хотя автор сказки, Аркадий Гайдар, подобной возможности и не предусматривал).
Поскольку любая скульптура (за исключением пионеров и пионерок) на станции в четырех экземплярах представлена, не каждый ее экземпляр у публики популярностью пользуется. Можно утверждать точно, что «обласканы» народом все собаки, все наганы у матроса и все петухи. Остальные - кто как. Хуже всех дела обстоят (почему то) у хлебороба и футболиста: непопулярные они совсем. Более подробное исследование не проводилось по причине его никому не нужности.
Как выяснилось недавно, на изготовление скульптур станции пошла бронза колоколов храма Христа Спасителя. Факт подлинный. Так что нечто сакральное в скульптурах есть точно.
В западном вестибюле, рядом с сохранившимся бюстом В.И. Ленина, не так давно стеклянный шкаф с сувенирной продукцией Московского метрополитена появился. Есть в нем (среди прочего) и несколько миниатюрных (и тоже бронзовых, или латунных - кто их там разберет) копий скульптур станции. Даже чересчур миниатюрных. Самая приличная (и самая большая) из них - как раз «Пограничник с собакой» (13 см).
-8100 рублей, -констатировал я, взглянув на ценник «сторожевой» парочки.
Но купил. И теперь возможность имею хоть каждую минуту нос собаке тереть.
Потому что жизнь - это один сплошной экзамен. При чем - каждый день.

Анатолий Новак,
26 мая 2017 года

Версия с иллюстрациями здесь:
http://www.marshruty.ru/travel/anybis2017/
Previous post Next post
Up