Открытка рассказывает. Картина А.Рябушкина "Втерся парень в хоровод" (Третьяковская галерея)

Mar 16, 2024 20:17





Мастер написания допетровской России Андрей Рябушкин свой путь в искусстве начинал с деревенской тематики. Красноречивым подтверждением тому является картина «Втёрся парень в хоровод…», написанная в 1902 году. Собственно говоря, полное название работы «Втёрся парень в хоровод, а старуха охать».



В этом полотне, которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Андрей Рябушкин отказывается от «просветлённого» взгляда на русскую деревню и признает, что патриархальный уклад безнадёжно и безвозвратно разрушается. Сюжет работы прост - плавное течение хоровода нарушается вторжением молодого-человека.

Мы видим парня, на которого не то вопросительно, не то укоризненно смотрит девушка, стоящая слева от него. Из-за спины парня выглядывает другая девица, но выражение её глаз трудно понять, ибо большая часть лица скрыта плечом молодого человека.

Все другие модели в хороводе, одетые в нарядные узорчатые сарафаны, видны только со спины. Они неподвижно застыли, однако можно понять, что чинный традиционный уклад танца нарушен необычным, неприличным по тем временам поведением парня. Сам же герой смотрит на одну из девушек, ради которой он и затеял всё это бесчинство. Чаще всего «главной виновницей» называют девушку в коричневом сарафане и красном платке, лица которой не видно.

Тут следует сделать небольшое уточнение. В старые времена традиционный хоровод представлял собой девичьи смотрины - женихам и их матерям, так сказать, дозволялось лишь «прохаживаться» рядом с этой «ярмаркой невест», присматривая себе достойную.

А здесь всё происходит совсем иначе. Кстати, искусствоведы постоянно спорят о смысле изображённого художником конфликта и не могут найти ответа. Скорее всего потому, что на этой картине практически нет лиц - все они условны и напоминают бесформенные пятна. И вместе с тем каждое такое пятно выражает определённые эмоции.

Так, несколько «отстранённые» лица пожилых мужиков на заднем плане полны сдержанного осуждения. А вот единственный чётко «выписанный» персонаж этого полотна - старуха, которую можно увидеть справа. Её реакция совершенно недвусмысленна - она возмущена поступком парня. Мальчик рядом с ней просто удивлён, он слишком мал, чтобы давать оценку происходящему, однако понимает, что-то пошло не так.

источник https://proza.ru/2021/07/01/1511

филокартия, открытки СССР, Третьяковская галерея, посткроссинг

Previous post
Up