Лексико-грамматический строй речи (работа над развитием речи,аграмматизмы)
Apr 14, 2015 10:52
Лексика - это наш словарный запас. Наше всё Александр Сергеевич имел порядка 21000 слов в активном использовании (если верить Яндексу). В общем, есть куда расти. Существует активный словарный запас (то, что человек активно использует в речи) и пассивный словарный запас (то, что в принципе понимает, но сразу быстро достать из памяти и вставить в высказывание не может). Активный всегда меньше пассивного, и надо стремиться, чтобы они сравнялись в объеме. Крайне желательно за счет роста активного, а не наоборот. [много полезного для работы над речью ребенка]Еще одна особенность формирования словаря - глаголы. Их всегда не хватает. Вот существительные и прилагательные как-то легко и просто запоминаются, а глаголы вызывают определенные трудности. Поэтому на них надо обращать внимание особенное. Грамматика - это словоизменение и словообразование. То есть как грамотно связать в высказывании слова, чтобы оно, высказывание, не нарушало норм русского языка. Обычно работают сразу над лексикой и над грамматикой, что и понятно - грамматика без лексики совершенно ни к чему. Как и лексика должна опираться на грамматику. Я очень люблю этот вид работы, потому что он совершенно ни к чему не обязывает. Не надо садиться к зеркалу и хорошему освещению, что так напрягает многих детей, не обязательно садиться за стол, можно использовать любой подручный материал (игрушки, книжки), любой игровой момент, вообще любой момент - умывание, прогулка, стояние в пробке. Любая логопедическая работа начинается с подготовительного этапа. Об этом можно почитать тут. Стоит обратить особое внимание на развитие таких операций, как анализ и синтез. Потому что лексика-грамматика - это именно умение оперировать кусочками слов, переставлять их, подбирать нужные. И, собственно, основной этап. Приведу несколько логопедических игр (с примерами). Улавливайте логику и включайте фантазию)):. Подобрать слово: Глагол к существительному - Дождик что делает? (идет, льет, моросит, капает…) Прилагательное к существительному - Кошка какая? (пушистая, теплая, мягкая, веселая, игривая…) Существительное к глаголу - О чем (или ком) можно сказать бежит? (человек, ручеек, время…) А бегут? (дети, дни) Существительное к прилагательному - О чем можно сказать желтЫЙ? (мячик, цыпленок…) ЖелтОЕ? (Солнце, полотенце, ведерко…) ЖелтАЯ? (футболка, лейка) ЖелтЫЕ? (ботинки, варежки…) Обобщение: Как одним словом назвать капусту, морковь, кабачок ? - овощи. Мотоцикл, машина, самолет - транспорт. Назови ласково: Рука - ручка, Нога - ножка… Сделай большим: Рука - ручище Нога - ножище… Игра «Жадина» (согласование существительного с местоимением «мой») Кукла - моя кукла Мишка - мой мишка Ведерко - мое ведерко Образование множественного числа: Существительные: Слон - слоны Собака - собаки Прилагательные: Большой слон - большие слоны Злая собака - злые собаки Глаголы: Слон трубит - слоны трубят Собака лает - собаки лают. Игра «Потерялось» (образование родительного падежа существительного, в продвинутом варианте - прилагательного + существительного) Книга - у меня нет книги Мышка - у меня нет мышки Красная панамка - у меня нет красной панамки. Согласование существительного с числительными - считаем до 10: Одна уточка, две уточки…пять уточек…. Детеныши домашних и диких животных. В продвинутом варианте и животных жарких стран, и животных Севера и Антарктиды. И птиц тоже. Образование притяжательных прилагательных Чьи уши? - лисьи, волчьи, заячьи… Чья голова? - беличья, коровья… Чей хвост? - бычий, кроличий, медвежий… Прилагательных от существительных: Сок из сливы - сливовый, Сумка из кожи - кожаная Подбор антонимов: Прилагательных: Высокий - низкий Большой - маленький Веселый - грустный Глаголов: Поднимать - опускать Стоять - лежать Вдыхать - выдыхать… Деформированное предложение. Как сказать правильно? Миша ходилА в магазин… Составление предложения из инфинитивов (слова в начальной форме): Миша ходить магазин в. Отдельное внимание предлогам. Вообще очень полезно ребенку уметь выделять предлог как отдельное слово. Ну и конечно, пользоваться предлогом правильно. Основные ошибки бывают с предлогами из-за, из-под, между, около. Простые предлоги типа на, под обычно все знают. Если боитесь что-то упустить, можно скачать в интернете любую программу для логопедической группы с календарным планом на год - обычно одна тема на одну неделю. Будет примерный вектор действий, с чего начинать, за что браться. В некоторых планах сразу указывают и необходимый лексический минимум (разных частей речи), что тоже облегчает жизнь. А так - все, что видите вместе с ребенком, что обсуждаете - на любую тему можно в такие игры поиграть. И опять повторюсь - в любом месте, в любое время, хоть во время еды, хоть перед сном. Чем больше - тем лучше эффект. И поправлять речь. Поправлять, поправлять… Теперь по поводу пособий. У меня есть замечательная книжка О.Н. Каленкова, О.А.Безрукова «Моя русская грамматика». Вообще она для преподавания русского языка как иностранного. Но вот сколько я ни пыталась с билингвами по ней заниматься, почему-то не шло. Зато был на моем трудовом пути легкий аутенок, с которым работа по данной книжке дала просто волшебные результаты. Именно по лексике-грамматике. А после него я стала книжку уже со всеми использовать. А еще в ней очень адекватные картинки и материал представлен вполне логично. Хоть и, конечно, с небольшим уклоном на нерусскоговорящих (например, разбирается разница ведет-везет и т.д.) Но в некоторых случаях и это бывает полезно. Много интересных заданий в пособии Агранович. Более продвинутый уровень - тетради Теремковой. Я их обычно предлагаю 6-7 леткам. Тоже люблю. Там и на развитие речи есть задания. И для совсем уже асов - книга О.Д.Лариной «Русский язык - от игры к знаниям». Тут нужно только отметить, что если вы не любите творчество Юнны Мориц, Бориса Заходера, Саши Черного, то вам это, скорее всего, не подойдет. Я вот тоже не очень люблю, но я очень люблю Ольгу Данииловну, я диплом у нее в свое время писала ))). Поэтому ее книгой пользуюсь часто и с удовольствием. Ну вот как-то так) А вообще я у себя в блоге довольно часто пишу и про логопедию, и про пособия. Так что заходите :) PS Хотела фотографию с книгами вставить, но выяснила, что они у меня пока живут на работе. В ближайшее время принесу, добавлю для наглядности.