Лексико-грамматический строй речи (работа над развитием речи,аграмматизмы)

Apr 14, 2015 10:52

Лексика - это наш словарный запас. Наше всё Александр Сергеевич имел порядка 21000 слов в активном использовании (если верить Яндексу). В общем, есть куда расти.
Существует активный словарный запас (то, что человек активно использует в речи) и пассивный словарный запас (то, что в принципе понимает, но сразу быстро достать из памяти и вставить в высказывание не может). Активный всегда меньше пассивного, и надо стремиться, чтобы они сравнялись в объеме. Крайне желательно за счет роста активного, а не наоборот.
[много полезного для работы над речью ребенка]Еще одна особенность формирования словаря - глаголы. Их всегда не хватает. Вот существительные и прилагательные как-то легко и просто запоминаются, а глаголы вызывают определенные трудности. Поэтому на них надо обращать внимание особенное.
Грамматика - это словоизменение и словообразование. То есть как грамотно связать в высказывании слова, чтобы оно, высказывание, не нарушало норм русского языка.
Обычно работают сразу над лексикой и над грамматикой, что и понятно - грамматика без лексики совершенно ни к чему. Как и лексика должна опираться на грамматику.
Я очень люблю этот вид работы, потому что он совершенно ни к чему не обязывает. Не надо садиться к зеркалу и хорошему освещению, что так напрягает многих детей, не обязательно садиться за стол, можно использовать любой подручный материал (игрушки, книжки), любой игровой момент, вообще любой момент - умывание, прогулка, стояние в пробке.
Любая логопедическая работа начинается с подготовительного этапа. Об этом можно почитать тут. Стоит обратить особое внимание на развитие таких операций, как анализ и синтез. Потому что лексика-грамматика - это именно умение оперировать кусочками слов, переставлять их, подбирать нужные.
И, собственно, основной этап.
Приведу несколько логопедических игр (с примерами). Улавливайте логику и включайте фантазию)):.
Подобрать слово:
Глагол к существительному - Дождик что делает? (идет, льет, моросит, капает…)
Прилагательное к существительному - Кошка какая? (пушистая, теплая, мягкая, веселая, игривая…)
Существительное к глаголу - О чем (или ком) можно сказать бежит? (человек, ручеек, время…)
А бегут? (дети, дни)
Существительное к прилагательному -  О чем можно сказать желтЫЙ? (мячик, цыпленок…)
ЖелтОЕ? (Солнце, полотенце, ведерко…)
ЖелтАЯ? (футболка, лейка)
ЖелтЫЕ? (ботинки, варежки…)
Обобщение:
Как одним словом назвать капусту, морковь, кабачок ? - овощи.
Мотоцикл, машина, самолет - транспорт.
Назови ласково:
Рука - ручка,
Нога - ножка…
Сделай большим:
Рука - ручище
Нога - ножище…
Игра «Жадина» (согласование существительного с местоимением «мой»)
Кукла - моя кукла
Мишка - мой мишка
Ведерко - мое ведерко
Образование множественного числа:
Существительные:
Слон - слоны
Собака - собаки
Прилагательные:
Большой слон - большие слоны
Злая собака - злые собаки
Глаголы:
Слон трубит - слоны трубят
Собака лает - собаки лают.
Игра «Потерялось» (образование родительного падежа существительного, в продвинутом варианте - прилагательного + существительного)
Книга - у меня нет книги
Мышка - у меня нет мышки
Красная панамка - у меня нет красной панамки.
Согласование существительного с числительными - считаем до 10:
Одна уточка, две уточки…пять уточек….
Детеныши домашних и диких животных. В продвинутом варианте и животных жарких стран, и животных Севера и Антарктиды. И птиц тоже.
Образование притяжательных прилагательных
Чьи уши? - лисьи, волчьи, заячьи…
Чья голова? - беличья, коровья…
Чей хвост? - бычий, кроличий, медвежий…
Прилагательных от существительных:
Сок из сливы - сливовый,
Сумка из кожи - кожаная
Подбор антонимов:
Прилагательных:
Высокий - низкий
Большой - маленький
Веселый - грустный
Глаголов:
Поднимать - опускать
Стоять - лежать
Вдыхать - выдыхать…
Деформированное предложение. Как сказать правильно?
Миша ходилА в магазин…
Составление предложения из инфинитивов (слова в начальной форме):
Миша ходить магазин в.
Отдельное внимание предлогам. Вообще очень полезно ребенку уметь выделять предлог как отдельное слово. Ну и конечно, пользоваться предлогом правильно.
Основные ошибки бывают с предлогами из-за, из-под, между, около. Простые предлоги типа на, под обычно все знают.
Если боитесь что-то упустить, можно скачать в интернете любую программу для логопедической группы с календарным планом на год - обычно одна тема на одну неделю. Будет примерный вектор действий, с чего начинать, за что браться.  В некоторых планах сразу указывают и необходимый лексический минимум (разных частей речи), что тоже облегчает жизнь.
А так - все, что видите вместе с ребенком, что обсуждаете - на любую тему можно в такие игры поиграть. И опять повторюсь - в любом месте, в любое время, хоть во время еды, хоть перед сном. Чем больше - тем лучше эффект.
И поправлять речь. Поправлять, поправлять…
Теперь по поводу пособий.
У меня есть замечательная книжка
О.Н. Каленкова, О.А.Безрукова «Моя русская грамматика». Вообще она для преподавания русского языка как иностранного. Но вот сколько я ни пыталась с билингвами по ней заниматься, почему-то не шло. Зато был на моем трудовом пути легкий аутенок, с которым работа по данной книжке дала просто волшебные результаты. Именно по лексике-грамматике. А после него я стала книжку уже со всеми использовать. А еще в ней очень адекватные картинки и материал представлен вполне логично. Хоть и, конечно, с небольшим уклоном на нерусскоговорящих (например, разбирается разница ведет-везет и т.д.) Но в некоторых случаях и это бывает полезно.
Много интересных заданий в пособии Агранович.
Более продвинутый уровень - тетради Теремковой. Я их обычно предлагаю 6-7 леткам. Тоже люблю. Там и на развитие речи есть задания.
И для совсем уже асов - книга О.Д.Лариной «Русский язык - от игры к знаниям». Тут нужно только отметить, что если вы не любите творчество Юнны Мориц, Бориса Заходера, Саши Черного, то вам это, скорее всего, не подойдет. Я вот тоже не очень люблю, но я очень люблю Ольгу Данииловну, я диплом у нее в свое время писала ))). Поэтому ее книгой пользуюсь часто и с удовольствием.
Ну вот как-то так)
А вообще я у себя в блоге довольно часто пишу и про логопедию, и про пособия. Так что заходите :)
PS Хотела фотографию с книгами вставить, но выяснила, что они у меня пока живут на работе. В ближайшее время принесу, добавлю для наглядности.


glundalklich

речь, filho

Previous post Next post
Up