Sep 15, 2015 15:59
Развлекая себя по дороге домой чтением любимого мной Зигмунда Фрейда, вдруг осознаю, что есть в психологии масс моменты (читаю "Психология масс и анализ человеческого "Я""), которые мной до этого не учитывались при обдумывании тех или иных действий религиозных активистов или просто фанатиков, хотя для меня они ничем не отличаются.
И ведь интересно: если рассматривать религиозную общину как толпу с псевдодобровольным посещением, то все встает на свои места: и снижение интеллекта до примитивного, и дебильнейшие решения и идеи, и беспричинная агрессия, все, что до этого не было для меня ясно - прояснилось.
Особенность толпы - это снижение общего интеллекта и замещение его интеллектом толпы, который, зачастую, гораздо ниже, чем на самом деле у индивида.
Отсюда и общее отупение общества, в котором подавляющее большинство - религиозные фанатики.
Возможно, я ошибусь, предположив, что наиболее продвинутые в области науки страны - атеистичны в большей степени (можно такой оборот использовать?), нежели отстающие, но для меня в данный момент это очевидно.
Ранее ученых сжигали на кострах, неугодных распинали, да и вообще, что только не делали с теми, кто делал что-то поперек мнения толпы. Впрочем, сейчас такое продолжается до сих пор: смертная казнь для гомосексуалистов - яркий пример, хотя об этом как-нибудь потом напишу отдельный пост, кажется, есть что обсудить в этой теме.
Мое отношение к религии формировали во мне с раннего детства. Меня крестили, совершенно не спросив моего мнения, затем водили в церковь и, откровенно сказать, мне там нравилось, пока однажды на меня не накинулись бабки то ли за то, что я креститься не умею, то ли за то, что я не крещусь где надо. Тогда у меня, лет в 8, если не меньше, возник вопрос: а почему они такие злые тут все? Более мне в церковь ходить не хотелось.
Затем, уже в более-менее сознательном возрасте, мне попался в Москве костел на малой Грузинской, где всем было все равно, что и как я там делаю, если не мешаю никому. Ко мне даже подошел работник и немного рассказал о том, что за картины (или как это можно назвать?) висят на стенах и еще посоветовал зайти за угол, где еще более интересные вещи есть.
Буквально через год, будучи в одном из православных храмов, являющихся музеем, мне сделали замечание: "Тебе тут что, музей?" на ответ "Да" на меня довольно грубо накричали.
Также мне посчастливилось зайти на экскурсию в мечеть, также в Москве. Нас встретили приветливо, попросили снять обувь, провели в мечеть, усадили на ковры и имам целый час подробно рассказывал и показывал нам все внутри, а также отвечал на наши глупые вопросы.
К 18 годам у меня сложилось строго отрицательное отношение к русской православной церкви, за исключением пары священников, которые, по моему мнению, действительно верили.
Помимо всего прочего, случались и другие случаи: мы приехали на венчание (моя половинка очень хотела), нам сказали, что надо было поститься и венчаться без этого нельзя, но в честь некоего праздника нам надо немного доплатить, пойти на исповедь и причастие и пройти обряд... вот так мы прошли пост... просто немного доплатив.
Помню, как однажды в Москве должна была проходить коррида, а мне очень хотелось пойти. Но вот церкви эта идея не понравилась и... у меня, тогда еще ребенка, отняли корриду.
В данный же момент происходит вообще что-то необъяснимое: священники попадают в аварии, нападают на людей, грабят, сквернословят, но находятся люди, которые их защищают. Мне же всегда казалось, что таких попов надо с позором выгонять со службы как несоответствующего занимаемой должности, но... толпа поддерживает.
В целом, конечно, с православием мне приходилось сталкиваться чаще, чем с другими религиями, так как живу я в очень и очень православном государстве, хотя оно и должно было быть светским, как мне всегда казалось. Но это совсем не повод считать только православие таким вот. Терракты на религиозной почве, инквизиция, они же не просто так появились, все это происходило по тем же самым причинам, по которым православные показались мне такими злыми тогда, в детстве.
И сейчас, с полной ответственностью хочу заявить: религия - это дело одного человека, ведь когда одной идеей объединяется толпа, она приобретает черты, в которых полностью растворяется индивидуализм, личные добродетели и многое другое, без чего я, как человеческая единица, не могу представить себе настоящую веру, несущую только добро.
психология,
православие,
религия