Владимир Найдин

Dec 13, 2012 23:45


Подруга принесла две книги В. Найдина, который в НИИ нейрохирургии им. Бурденко заведовал отделением реабилитации (раньше я не читала его произведения).

Впечатления разные: что-то нравится, что-то не очень приятно «дёргает» (то есть к числу «моих» авторов не отнесла бы), но читать было достаточно интересно. Некоторые моменты очень понравились. Ниже привожу два понравившихся фрагмента. Первый - его эссе о сексуальной жизни в разных возрастных категориях. Вообще-то направленность в книгах неврологическая в основном, т.е. из двух прочитанных книг Найдина на эту тему только один сюжет; и вообще меня «зацепила» не сексуальная, а возрастная тема. Во втором написано о людях, которые, восстановившись после травмы, начинают давать категоричные советы другим пациентам с ПОХОЖЕЙ патологией (не учитывая, что одинаковые проявления заболевания могут быть при абсолютно разном патогенетическом механизме).
Фрагмент первый.
Секс в старшем возрастном диапазоне (шестьдесят лет плюс бесконечность).
Жизнь пожилых людей - это такой же сложный мир, как и у молодых. Другие акценты, страхи за свою жизнь и опасения за близких, часто социальная и бытовая неустроенность - всего хватает. А главное - неуверенность в своих силах (у мужчин) и в своей непривлекательности (у женщин). Это основной тормоз в сексуальной жизни постаревшего и внешне подурневшего человека.
Но внутри-то он совсем другой! Внутри его мира нет вставной челюсти, теряющихся очков, уродливых шишек на стопах и «откляченного» зада. Внутри он прежний человек - со всеми воспоминаниями, неудовлетворёнными желаниями и прочими вполне молодыми мыслями. (Если только не полный Альцгеймер - тогда всё замечательно и спокойно.)
Мой комментарий.
Действительно, ведь уже что-то близкое было и в 25 лет (боже, какая я уже старая: мне не 17, а 25 лет), и в 35 (ёлки, я же себя ощущаю-то на 20-25 лет), и в 40 (какая страшная цифра, а мне же по ощущениям всего 30)… С моей точки зрения, написано метко.
Фрагмент второй. Речь идёт о людях с травматическим повреждением позвоночника, которых автор называет «спинальниками».
Была (и сейчас есть) такая категория пострадавших, у которых травма вызывала лишь частичное и, главное, обратимое повреждение спинного мозга. Этим людям сказочно повезло - в результате лечения, а иногда спонтанно, без всякой помощи извне, а просто в силу самовыздоровления (есть такой чудесный термин) эти больные поправляются. некоторые - полностью (такие, как суперсилач Валентин Дикуль), другие - частично, но с высоким процентом восстановления. Они упорно занимаются гимнастикой, проливая «пуды пота» (выражение знаменитого одно время спинальника Красова). преодолевая болевые мучения, придумывают хитроумные упражнения, незнакомые ни гимнастам, ни йогам. Конструируют приспособления, в которых стоять, приседать и ходить не только гораздо легче больному человеку, но и полезней, потому что снимается часть веса тела, амплитуда движения увеличивается. Вообще делают полезное дело, это так. Этого у них не отнимешь.
Но есть в их поведении одна «закавыка», одна особенность. Получив хороший уровень восстановления, они начинают считать, что эти достижения есть результат только их тренировок, гениальных приспособлений, терпения и даже таланта. И уверовав в собственную одарённость и этот самый выдающийся талант, они пытаются убедить других пострадавших людей следовать только их путём. И никак не иначе. А у тех - совсем другая история поражения, гораздо более тяжёлая и сложная. Иногда вообще ничего общего.
Мой комментарий. Да! Именно так. Из серии: «У меня нога болела, я скушал помидор, и боль прошла: лечитесь помидорами от боли в ногах». Утрированно, конечно, у меня получилось, но не зная диагноза и патогенетического механизма, нельзя применять к одному больному методы лечения, которые помогли другому больному, даже если проявления похожи! С моей точки зрения, это вообще свинство по отношению к более тяжёлым больным, хотя вырастает оно из добросовестного заблуждения...

Цитаты, Медицина, Литература

Previous post Next post
Up