Немного о Толкине

Nov 26, 2014 20:24

Довольно случайное чтение работы «The Road to Middle-earth» Т.Шиппи (на русском) побудило вновь задуматься над отдельными формулировками, связанными с моим отношением к Толкину и ВК. Именно формулировками, т.к. отношение это не изменилось, а скорее наполнилось некоторыми образами, которых раньше не было. И это даже неплохо, поскольку немного ( Read more... )

мысли в стол

Leave a comment

kislin November 28 2014, 06:03:45 UTC
Строго говоря, гибель старого уклада вообще вынесена за скобки. Более того, гибель эта заложена скорее в большом нарративе, внутри которого Толкин пытался создать мостки между историей, которую он рассказывает, и историей человечества.

Что касается смерти доброй половины героев на "Заокраинном западе". Давайте конкретизируем. Отправляются туда, как мы помним, Гэндальф, Фродо (+Бильбо), а также некоторые эльфы (включая Леголаса) и, судя по намёкам, Гимли (но таким намёкам, конечно, хочется верить). Прежде всего, Гэндальф возвращается туда, откуда он пришёл, так что к нему это не приложимо. То же самое относится к эльфам, которые на протяжении как II, так и III эпохи регулярно отплывают в Валинор, т.к. имеют такую возможность и исторически призывались именно к этому. Остаются Фродо, Бильбо и, возможно, Гимли. Помилуйте, все эти персонажи - смертные. Смерть ждёт их в любом случае, как ждёт она Арагорна, о чьей смерти нам тоже, между прочим, рассказывают. Но смерть Арагорна, которую мы можем рассмотреть для примера, вовсе не выглядит как что-то фатальное; наоборот. Если бы Гимли остался в Среднеземье, он умер бы там, т.е. для него ничего бы не изменилось. То же самое относится к Бильбо и Фродо, т.к. оба они смертны, а Бильбо так и вовсе имел искусственно продлённую жизнь благодаря Кольцу, как мы с Вами помним. Их отплытие на Запад - это, если хотите, "смягчённая смерть", которая, повторюсь, ждала бы их в любом случае. Им дают возможность принять смерть в условиях некого исцеления от страданий, но не более того. Ничего трагического в этом - нет.

Reply

babs71 November 28 2014, 08:08:02 UTC
>Помилуйте, все эти персонажи - смертные. Смерть ждёт их в любом случае

Ну так по этой логике можно задать вопрос, а в чем трагедия Турина? Умер? Ну так все мы помрем, а обстоятельства и сроки смерти - дело десятое. ;-)

>Если бы Гимли остался в Среднеземье, он умер бы там, т.е. для него ничего бы не изменилось. То же самое относится к Бильбо и Фродо, т.к. оба они смертны

Тем не менее, и Гимли и Фродо помирают заведомо раньше обычного срока жизни гнома или хоббита.

>Им дают возможность принять смерть в условиях некого исцеления от страданий

Как бы любая смерть - возможность исцеления от страданий. Не так ли?

>Ничего трагического в этом - нет.

Безусловно, настроение конца ВК - не трагедия, это светлая грусть. Но почему вы считаете, что нарратив у Толкиена должен быть одним и тем же в "Сильмарильоне" и ВК? Напротив, Толкиен его заведомо меняет и отношение ВК к "Сильмарильону", на мой взгляд такое же, как Артуровского цикла (в его поздней, христианской версии) к "Беовульфу". И лично мне конец ВК очень напоминает конец истории о поисках Святого Грааля, когда лучшие, найдя его, помирают.

Reply

kislin November 28 2014, 08:39:55 UTC
Ну так по этой логике можно задать вопрос, а в чем трагедия Турина? Умер? Ну так все мы помрем, а обстоятельства и сроки смерти - дело десятое. ;-)

Трагедия Турина в том, что он покончил жизнь самоубийством, осознав, что он убил несколько невинных людей, не помог тем, кто этой помощи искал, а также совершил инцест, вызвавший самоубийство его сестры/жены. И Вы, полагаю, знали это всё без меня.

Тем не менее, и Гимли и Фродо помирают заведомо раньше обычного срока жизни гнома или хоббита.

Наоборот. Судя по пояснениям, их пребывание в Валиноре даёт им возможность получить время для исцеления душевных страданий (это скорее относится к Фродо/Бильбо; Гимли вообще уезжает сильно позже других), причём время это никак специально не ограничено, в отличие от времени в Среднеземье.

Как бы любая смерть - возможность исцеления от страданий. Не так ли?

Смерть да, а здесь речь идёт о подготовке к смерти. О возможности на протяжении некого не определённого времени залечить душевные раны и принять смерть.

Но почему вы считаете, что нарратив у Толкиена должен быть одним и тем же в "Сильмарильоне" и ВК?

Я не о нарративе говорю, а об организации событийного пространства. Ещё раз: можно опираться вовсе не на "Сильмариллион", я же разбираю иной эпизод, связанный с окончанием II эпохи и началом III эпохи, - он организован совершенно не так, как "ВК", хотя суть происходящих событий довольно близка.

Reply


Leave a comment

Up