Ещё о Властелине Колец

Jan 08, 2013 15:02

Коль скоро мой предыдущий пост, в котором, собственно, были мои впечатления многолетней давности от отдельных мест в отдельных литературных произведениях, вызвал определённый интерес (преимущественно несогласие), продолжу в том же духе. Ещё раз подчеркну, что это личные впечатления, и их расхождения с разнообразными формализованными и неформализованными канонами являются не "провокацией", а просто следствием того, что из многослойных текстов вычленяются совершенно разные вещи, а парадоксальность, вероятно, вообще является признаком хорошей, годной литературы.

Так вот, ещё о "Властелине Колец". Что меня очень давно удивляет в этой книжке, так это её сказочная дидактичность. Понятно, что толкиеновский мир манихейский, что предполагает разграничение добра и зла и рано или поздно соответствующее "поощрения/наказания". Фокус заключается в степени линейности этой раздачи слонов. Так вот, во "Властелине Колец" линейность просто зашкаливает. Выражается это в том, что из главных героев умирают только павшие - прежде всего, Боромир, т.е. единственный из Братства кто всерьёз позарился на Кольцо. Аналогично единственный погибший из Белого Совета - это Саруман, т.е. архи-предатель. Затем погибает также Теоден, который, впрочем, тоже поддался чарам Сарумана. Погибает и Денетор, ну тут и так всё ясно. Все важные герои остаются живы. В этом отношении "Властелин Колец" контрастирует не только с "Сильмариллионом", но даже с "Хоббитом", где помимо Торина (который тоже проходит стандартный линейный процесс "падение - смерть-искупление") погибают также Фили и Кили. В их смерти нет никакой дидактичности, а есть только отражение природы войны, которая не щадит ни добрых, ни злых, ни молодых, ни стариков и т.п. Удивительно, что из "Властелина Колец" этот мотив переносится на второстепенных либо вообще случайных персонажей, вроде одного из харадримцев, убитого людьми Фарамира и некстати вызвавшего у Сэма приступ рефлексии (быстро прервавшийся, впрочем). Но ключевые действующие лица словно заговоренные.

Как по мне, так это делает "Властелин Колец" даже более сказочной историей, чем "Хоббит" - именно из-за избыточной дидактичности. Понятно, что "Сильмариллион" тут вообще выпадает, поскольку разграничение добра и зла в нём гораздо более двусмысленно - из-за "жребия Нолдор" и т.п. Но "Властелин Колец" в этом контексте просто-таки уникальная история - хотя бы в свете вообще постморготовской истории Среднеземья. К примеру, окончание Второй эпохи знаменуется смертями Гил-Гэлада, Элендила, Исилдура, Анариона. Причём из этой четвёрки к "падшим" можно отнести только Исилдура, остальные - это классические жертвы войны, оставшиеся верными своему долгу и борьбе со злом. На протяжении Третьей Эпохи разнообразные правители (которых приходится относить к существенным персонажам просто в силу отсутствия в хрониках других) умирают сплошь и рядом - из-за гражданских войн, из-за обычных войн, из-за мора. И это выглядит как естественное следствие заполненной конфликтами долгой истории.

Нередко подчёркивается, насколько повествовательный ракурс в "Хоббите" не похож на то, каким предстаёт Среднеземье в своей длительной и кровавой истории (достаточно сравнить эльфов из "Хоббита" и из "Сильмариллиона"). Но мне лично сложно отделаться и от ощущения, что повествование "Властелина Колец" радикально отличается от цельной летописи среднеземской истории, в которой жертвы "стороны добра" были колоссальными, чего во времена похода Фродо к Роковой Горе не наблюдается.

мысли в стол, книжное

Previous post Next post
Up