Mar 22, 2010 15:07
Судя по всему, одной из отличительных черт революций является формирование упрощённого представления о прошлом - в смысле, о дореволюционном прошлом. Это не связано просто с банальной легитимизацией нового, созданного в рамках революции режима. Скорее это часть общего процесса архаизации, которой сопровождается каждая революция, и которая совершается в дискурсе, а затем в эпистеме.
Архаизация, помимо всего прочего, заключается в том, что люди начинают мыслить более упрощённо, иногда по-манихейски, когда всё обилие цветов сводят к чёрному и белому. Как ни странно, но этому взгляду, в частности, на прошлое, нередко удаётся пережить даже и тот режим, который его породил.
Например, образ Франции до 1789 г. довольно часто в обыденном сознании ассоциируется с разнообразными колотушками, изобретёнными в годы революции, где "тираны" и "народ". Правда, здесь ещё и доминирующая историография сильно после тоже постаралась. Но многие и по сей день уверены в том, что Франция до революции - это где "государство - это я" и тираны Людовики.
Впрочем, это в ещё большей степени можно сказать про Россию. Множество людей до сих пор уверено, что до 1917 г. это была страна злобного царя и злобного-презлобного барина с попом. И это при том, что Россия была супер-сложной страной, с множеством разнообразных институтов, с совершенно самобытными явлениями и проблемами в разных частях империи и т.п. И то же самое, на самом деле, можно сказать и про СССР. Нам сейчас (после архаизации 1990-х) СССР зачастую представляется чудовищно упрощённо: секретари парткомов и страдающие безгласные народные массы. Тогда как на самом деле и там всё было очень сложно и очень по-разному. С массой нюансов, о которых мы часто не думаем и забываем, в том числе и потому, что чёрно-белая картинка проще держится в голове, чем многоцветная гамма.
мысли в стол