[мистический Адвент в Львове 1984...]Тот же жанр что и в "Малой Глуше" - мистика и волшебство в СССР 1984 года. Чудесная бабушка-ведьма и её внучок-Лесик- советский школьник, к которому Дар ведовства-колдовства приходит после случайного испития волшебного отвара девяти трав. Условный Львов, бабушка Гелена сыпет польскими словечками и они с внуком на пару упоительно готовят... Они готовят бигос, львовский сырник, паштет, селёдку... Вкусно, смачно, очень хороший язык, все полонизмы просто огонь колоритные волшебные персонажи, к которым бабушка обращается за помощью. Мне напомнило и странных знакомых Мэри Поппинс, и "Задверье" Нила Геймана. Роман длинный, приятно читающийся, но сыроватый. Ты в нём вязнешь, там слишком много всего фантастического и это утомляет. Его надо бы сократить и придумать Четкий сюжет на всём этом плодороднейшем материале ( к "Школе в Кармартене" и "Дому, в котором" это кстати Тоже относится! но Дому...можно всё, он совершенен).
Чего у Случайного гостя не отнять - так это атмосферы. Эта зима, слякоть, снег, это Адвент, это акцент вашей польской изысканной речи (с), это Анна Шатилова по черно-белому телеку, и это страшный Незнакомец который тянет свои лапы к Лесику - я сразу перенеслась в свой 1984, в грипп, в высокую температуру, в мокрую простынь, в горячую темноту, в страх погони, обои складываются в головоломку, бред всегда одинаковый, - плотная ткань наматывается на колесо, какие-то стражники с пиками в шлемах, дышать тяжело... *** Прочла ДО КОНЦА "Обладать" дамы Антонии Сюзанн Байетт, и беру назад все свои слова из предыдущего поста!
Сначала мне показалось слабее чем "Детская книга" Байет же. Но теперь я готова съесть свою шляпу! Я была неправа! Это шедевральный шедевр. Надо читать! Я дочитала и - стала сразу читать снова. Даже стихи! Ну, блин, Байет даёт! Содержание - Спойлеры [Спойлеры] Два современных Английских филолога (зелёный аспирант Роланд и красивая замороженная профессор Мод Бейли) находят доказательства тайного романа между великим английским поэтом 19 века Рандольфом Падубом (Ash) (типа Браунинга и Теннисона), который считался примерным мужем своей жены Эллен, и малоизвестной поэтессой-писательницей Кристабель Ла Мотт, которая считалась лесбиянкой...
Роман в романе: - внешний роман - из 21 века - детектив, - внутренний роман - почти полностью эпистолярный. Весь в стихах! Только за одни стилизованные стихи, письма и прозу двух писателей эдвардианской эпохи точно надо давать Букеровскую премию, а её - и дали. ...Итак рыцарь Роланд, специалист по Падубу и его Прекрасная Дама Мод,специалист по Ла Моти и ее же дальная родственница гонятся по Англии за призраками великого поэта прошлого и его Возможного романа с одинокой, гордой, загадочной Кристабель.
Я погрузилась в мир неблизких мне цитат и отсылок - очень много про мистицизм и столоверчение (эта страсть мне до сих пор непонятна, как могли умнейшие люди эпохи десятилетиями увлекаться эдаким шарлатанством? Блиновской буквально!), много про скандинавские мифы - Старшую Эдду, например первых людей на земле Аска и Эмблу (эддических Ясеня и Иву - фамилия Ash переводится как Ясень), легенды про фею Мелюзину (тут я слава богу много знала! Но от имени Кристабель Ла Мотт в этом романе написана целая поэма в стихах "Мелюзина"), очень много про бретонские мотивы - Кристабель наполовину Бретонка и в именно в Бретани она прячется после своего губительного романа... Но Роман не только литературный! Много человеческих очень понятных и правдивых линий - и зарождение романа между Роландом и Мод, и его, Роланда, тяготящая несчастливая связь с предыдущей подружкой Вэл, и очень узнаваемые типажи учёных - с неприятными мне говорящими фамилиями типа Аспидс (ядовито-саркастичный науч рук), Собрайл (беспринципный учёный ворюга), Пуховер (большегрудая одинокая немолодая...тётка, влюблённая в предмет своего изучения - дневники Эллен Падуб)
Самое крутое что там есть - это любовные письма Рандольфа Падуба. Вот именно так и должен писать влюбленный человек. В них нет ни одного недостатка - кроме многословия. Но в этих многабукв зато можно прочесть истинную страсть, уважение, томление, честность, благородство, прямое предложение- сердца без руки, деликатное - но настойчивое. Очень, очень круто написаны. Неудивительно, что Кристабель дрогнула, и сбежала от своей cheri подруги Бланш... А Бланш покончила с собой после того... От разбитой любви и разбитых надежд...
Я писала в кинопосте, что Фильм "Одержимость" мне тоже очень понравился, такая там милая Дженнифер Элль в роли Кристабель, абсолютно прерафаэлитская... Но роман гораздо тоньше фильма, многослойнее, изощрёнее... В фильме многое опущено, а многое искажено. Начнем с того, что робкого неуверенного в седе англичанина Роланда играет американский секс-символ Аарон Экхарт (хмурый брутал-сексапил, видимо ролевая модель актёра Цыганова), тут любая ледяная английская профессор корсет снимет, сразу! Рекомендасьон!
"Замок из стекла" Джанет Уоллс.
Читала для литклуба. Ну, увлекательно. Бестселлер. Рассказ успешной журналистки, автобиография, очень своеобразное детство с хиппарями-родителями в Америке 1950-1960 годов. Читается легко. Книга светлая. После её прочтения сделала несколько выводов - гены важнее среды, дети - очень хорошие и добрые люди, и любят Любых своих родителей, дети - очень крепкие существа и могут вырасти невзирая практически ни на что... Голод, нужда, унижение, сексуальные домогательства, школьная травля, отсутствие должной заботы, внимания взрослых постоянное помещение в опасное для жизни и здоровья состояние - не мешают некоторым детям вырасти Прекрасными людьми. *** и в панадан этому советский дневник моей любимой, обожаемой писательницы Фриды Вигдоровой "Девочки. Дневник матери".
[доченьки, доченьки, доченьки мои] Хроника взросления и всяких жизненных - забавных и не очень ситуаций с её двумя дочками - рожденными в 1938 и 1942 годах. Если кто любит Вигдорову и читал её замечательную дилогию "Семейное счастье : Любимая улица." - очень советую. А кто не читал - то надо почитать - и дилогию, и трилогию о детских домах "Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка". *** Так вот, оказывается в дилогии "Семейное счастье" Вигдорова оказывается описала себя! Сашенька - главная героиня - это сама Фрида. Первый муж, погибший на войне - это её реальный первый муж. Старшая дочка Анечка - это старшая дочь Вигдоровой Галочка Кулаковская. Младшая Катя, рожденная в эвакуации в Ташкенте - реальная Саша Раскина. (Саша Раскина выросла и вышла замуж за сына писательницы И.Грековой, прикиньте! живут в США, оба оч пожилые...) Неприятный второй муж Митя - это писатель пародист ( блистательный к слову!) Александр Раскин. Осознать всё это спустя 30 лет после прочтения дилогии для меня было шокирующим открытием! *** Про дневник Вигдоровой меня всю дорогу мучали другие мысли про воспитание детей - как удивительно строго относились советские мамы в те годы к детям ( а Фрида то еврейская мамаша!) какие ... завышенные требования... Крошечные дочки казались ей и жадными, и подлыми... Вообще воспитывали эти творческие родители своих дочерей весьма свирепо. Слава богу у девочек были прекрасные любящие бабушка и дедушка по маме, которых они звали папа Аба и мама Соня. Потом в дневниках есть поздние ремарки Вигородовой - что она, как мама, была неправа, и надо было только любить... Но в целом - очень интересная хроника взросления Галочки и Саши.
Маленькой Саше её папа писатель Александр Раскин посвятил свою книгу "Как папа был маленьким". На которую я когда то в детском Букнике писала завлекательную рецензию! А вот её нужно читать детям...