Русская канарейка Дина Рубина Бесконечная трилогия - семейная сага+бовичок+любовныйроман. Рубина прекрасно пишет. Интересно, увлекательно, затейливо, с мельчайшими любовными выписанными подробностями ремёсел и нравов.
[Spoiler (click to open)] Сначала о недостатках - слишком длинно, слишком запутанно. И местами невыносимо занудно. Одно начало второй книги чего стоит - главный герой и его шеф-разведчик сидят в ресторане и сто страниц разговаривают... Кроме того - есть неправдоподобные детали, герои немного машут на Мэри Сью ( кто такая Мери Сью) - главный герой сочетает в себе все возможные таланты, является полиглотом, мастером боевых искусств, уникальным оперным певцом, потрясающим героемлюбовником и одновременно гениальным разведчиком/контрразведчиком.
О хорошем - по сути это механическое, но искусное сплетение трёх интересных полноценных романов. Первый - это семейная сага еврейского Дома Этингеров, музыкальной эксцентричной семьи из Одессы. Второй - это история Алма-атинской семьи Зверолова, скрытной, с тайными детьми, с внезапно умирающими роженицами и глухими волшебными девочками. Третий - это love story между потомками этих двух ветвей, которые внезапно опознали друг друга в Таиланде по семейному культурному коду - песенке "Стаканчики гранёныя", которую распевали канарейки по имени Желтухин в одесской и алма-атинской семьях.
Потрясающе написано. Мои любимые куски - это история дома Этингеров, всё, что про канареек, и всё, что про Алма-Ату. Короче, первая часть. Вторая часть провисает - длинноты, немного запутанные попытки совместить и скрестить истории двух семей. Самая остросюжетная третья часть романа - про Израильского оперативника-Оперного контртенора написано круто, но... отношение к литературе имеет опосредованное, как романы про Джеймса Бонда.
В целом - Читала и получала удовольствие! 8 из 10.
Июнь Дмитрий Быков. Триптих о предчувствии Великой отечественной войны.
[Spoiler (click to open)] Быков пишет борзо, ярко, талантливо. Но роман - не его форма. Я так и не поняла прелести "ЖД", и еле-еле пробралась сквозь липкого и бесконечного ( хотя и качественного "Пастернака") Именно в этом удача "Июня" - который представляет собой три почти автономные повести, объединенные периодом событий - все они кончаются в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Миша Гвирцман - еврейский книжный юноша. Успешный и красивый. Учится в культовом ВУЗе - ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), видимо на одном курсе с Дэзиком Кауфманом ( Давидом Самойловым), Лилианой Лунгиной, Павлом Коганом, Борисом Слуцким... На вечеринке не то поцеловал, не то попытался поцеловать красивую девочку. Девочка внезапно затеяло разбирательство о сексуальном харрасменте. Харви Вайнштейн хотя бы имел массу сладостных секунд, за что расплатился крушением. За что прилетело Мише?! Комсомольское собрание как шабаш начало себя распалять, распалят - и вот уже он изгнан из инстиута, и повестка из военкомата,и эта девочка, главное, вернулась в его жизнь...
Борис Гордон - журналист и "приличный" стукач. Ему 37, он женат, ему противно от себя самого, он влюблен в невероятную девушку, вернувшуюся из Парижа инопланетную белоэмигрантку Алю (Ариадну Эфрон.). Её арестовывают, отправляют в лагерь, он пытается помочь, жалко спекулируя своим стукаческим статусом - и тщетно.
Третья повесть - слегка напоминает сорокинские письма Мартину Алексеевичу. Игнатий Крастышевский считает, что своими текстами он программирует реальность. Сначала он заклинает мир любой ценой ( то есть коалицию СССР -Германия), потом пытается переколдовать - и вызвать Войну, чтобы остановить это ужасное слияние, которое стоило его родной Польше так дорого.
Все три части "Июня" пронизаны предчувствием войны, как на картине Дали, осознанием её неизбежности, и размышления о её роли в жизни героев и их страны. Прекрасно написан довоенный быт, тут Быков кроет Кузнецова с его "Учителем Дымовым" как бык овцу.
7 из 10. Свежо предание И.Грекова
Ира Драгунская посоветовала. Потрясающая книга любимой мною И.Грековой. Писательница Игрекова - это псевдоним преподавателя теории вероятности Елены Сергеевны Вентцель. Вот есть советская "женская проза" - Токарева там, Щербакова не дай бог. А есть настоящая проза, написанная женщинами и в основном про женщин, но Настоящая - Руфь Зернова, Александра Бруштейн, Фрида Вигдорова, Инна Гофф. И.Грекова - из них. Она пишет безыкусно, точно, верно. Она искренняя и достоверная. Я обожаю "Кафедру", "Дамского мастера", и особенно книгу "Хозяйка гостиницы", которую испоганил Говорухин пошлейшим фильмом "Спасите Вилли!Благословите женщину".
[спойлеры!]Костя Левин родился у еврейской пары настоящих революционеров. Про мать и домашние игры написано так пронзительно, Писательница явно берет все эти милые домашние мелочи из своей биографии. Костя учится в школе и узнает про антисемитизм. Отец заводит другую женщину, невзирая на тяжелую беременность жены. Мама Кости умирает родами, оставив сыну крошечную недоношенную сестренку Цилю. Отец детей фактически бросает. Костя растит девочку сам, с помощью соседки и дедушки по отцу - знаменитого петербургского врача. В школе Костя встречает друга всей своей жизни - Юру Нестерова, удивительно свободно мыслящего мальчика, Дружба окрыляет юношей, они счастливы быть на одной волне, читать, говорить о политике, о смысле жизни, о будущем. Любовь, жениться на удивительной Роре, война, увечье, блокада... Идёт страшная жизнь - а роман светел и горяч. После войны Костя и Юра работают в одном НИИ, в свободное время занимаются кибернетикой. Костя защищается, на праздновании диссертации ему помогает по хозяйству стенографистка Наденька, появляется новая любовь, семья, сыночек... Тем временем вокруг начинаются пятидесятые годы. Занятие кибернетикой и безродность - две предпосылки к краху жизни Кости Левина. Разгромное собрание в институте, сотрудники, входящие в раж, позорное, покаянное выступление друга Юры - именно Юрино предательство добило Костю более всего. Он и подумать не могу, что его лучший и любимейший друг вызывался в Большой дом и вербовался как доносчик... Два года мытарств, отсутствие работы, отчаяние доводят Костю до душевной болезни.
Это не самое сладкое, но совершенно обязательное чтение. Как "Софья Петровна" Лидии Чуковской. 10 из 10. А тем, кто ленится читать предлагаю посмотреть прекрасный короткий метр на ту же тему от Софьи Чернышовой " Конец эпохи". По рассказу той же Дины Рубиной " Любка". Отличное кино, жаль что короткий метр.