Немного о читанном и смотренном в последнее время.
Из приятного и легкого чтения Агата Кристи - "Моя жизнь". Наслаждалась как горячим чаем холодным вечером. Тётка Агата прожила прекрасную долгую и насыщенную жизнь. Её автобиография написано просто и легко, и так же увлекательно как все детективы. Я обожаю Агату Кристи с раннего детства, я вообще поклонник английского детектива. Особенно подробно и любовно описано детство, все мельчайшие мелочи, игры, круг чтения маленькой Агаты. А взрослая Агата живет жизнь моей мечты - она пишет романы и зарабатывает кучу, огромную кучу денег, и непрерывно путешествует - кругосветное путешествие с первым мужем, раскопки в Месопотамии и знакомство со вторым, серфинг в ЮАР, серфинг на Гавайях, путешествие на ближний восток знаменитым "Восточным экспрессом"... [мои любимые романы Агаты Кристи] Мои любимые романы - " Загадка Энд-Хауза" ( там где мы узнаем что Мегги, Марго, Мэдж, Пегги - это все имя Маргарет), - "Убийство в Восточном экспрессе" ( я мечтала о поездке в таком поезде все детство!), "Шестнадцать лет спустя" ( это русское журнальное название, оригинальное - "Пять поросят"), в этом романе очаровательный прием рассказа об одних и тех же событиях разными героями. Отель "Бертрам" ( там слабая детективная линия, но какая Мисс Марпл! И я люблю произведения про отели!), - "Н или М" - шпионский детектив, где действуют Томми и Таппенс - "И треснув зеркало звенит" - есть прекрасная экранизация "Зеркало треснуло" с Элизабет Тейлор в главной роли. Из этой истории все девочки СССР узнали об опасности краснухи для беременных. Агата написала этот роман с явно читаемым осуждением голливудской звезды Джин Тирни, которая переболела краснухой когда ждала дочь, ребенок родился слепым, недоношенным и умственно отсталым, и был сдан в спец. интернат. А название романа - строка из поэмы "Леди Шалот" Альфреда Теннисона . - "После похорон" - бестактная сестрица Кора задает неудобные вопросы и платится за это жизнью - "В 4-50 из Паддингтона", "тело в библиотеке", "Убийство в роли викария", "Объявлено убийство", "Карибская тайна ( Мисс Марпл в Вест-Индии) - и "Карман, полный ржи" - по этим романам сняты отличные английские фильмы с Джоан Хиксон в роли мисс Марпл
*** Дочитала "Пастернака"Быкова . Ох и долго же я его мучила... Прекрасный роман изданный в серии ЖЗЛ , я даже плакала в конце - когда главный герой умирал... Вот натурально - плакала потому что Пастернак умирал в Переделкине... Много навыписывала цитат и мыслей. Поэт Поэтович ( см. ниже про Сорокина) хорошо поработал и хорошо написал.
Книга тяжело заходит, продираешься сквозь липкое начало, и чем ближе к финалу- тем интереснее. Глава об Ахматовой помещена ближе к концу. Очень интересная главы о Цветаевой. Самая глубокая для меня оказалась глава о Сталине - Быков много размышляет о гении и тиране. [цитаты] -Пастернак упрямо, как минимум трижды сворачивает разговор с пути, предлагаемого Сталиным, не отвечает ни на один вопрос, демонстративно отказывается мыслить в рамках предложенной ему логики. Сознательно это происходило или бессознательно - вопрос отдельный; склоняемся к первому, поскольку к середине тридцатых Пастернак оформил стратегию своего поведения столь же скрупулезно, как и свои главные поэтические высказывания. Он уже понял, что играть с властью на ее поле значит проиграть по определению,- поскольку главным принципом власти (по крайней мере большевистской) всегда было одно: навязать противнику правила и не признавать их для себя.
Нам кажется достоверным, что версии сталинского разговора с Пастернаком курсировали по Москве в тридцатые годы никак не с пастернаковской подачи. Не сумев завербовать очередного поклонника, Сталин решил скомпрометировать собеседника: «Не сумел защитить друга». Только в ответ на это Пастернак начинает распространять собственную версию происшедшего. В пятьдесят восьмом, по воспоминаниям старшего сына, он разъярился, услышав, что и в иностранной прессе мелькает сплетня, будто он плохо защищал Мандельштама:
- От кого, кроме меня, могли они это узнать? Ведь не Сталин же распространял эти сведения!
А кто кроме него? В конце концов, его задача в том и заключалась, чтобы либо сделать Пастернака «своим», либо подорвать его моральный авторитет. А уж каналов для распространения информации у него было, надо полагать, не меньше, чем для ее сбора. величайшим открытием Пастернака была способность говорить с властью (и вообще с чужими людьми) так, чтобы они ничего не понимали - или, точней, чтобы каждый понимал свое. Нагромождение причастных оборотов, аллюзий, отсылок, кружение вокруг мелочей, пространные отступления, саморугание,- все рассчитано на человека, который слов не расслышит, а гудящую покаянную интонацию запомнит.
Наиболее значимое из «оттепельных» упоминаний Пастернака о Сталине - слова в разговоре с Ольгой Ивинской в 1956 году:
«Так долго над нами царствовал безумец и убийца, а теперь - дурак и свинья; убийца имел какие-то порывы, он что-то интуитивно чувствовал, несмотря на свое отчаянное мракобесие; теперь нас захватило царство посредственностей».
Старший сын записал реплику Пастернака осенью 1959 года:
«Раньше расстреливали, лилась кровь и слезы, но публично снимать штаны было все-таки не принято».
Поразительно, до какой степени эта оценка Сталина совпадает со словами Заболоцкого, сказанными жене за несколько часов до смерти.
«Сталин - сложная фигура на стыке двух эпох. Разделаться со старой этикой, моралью, культурой для него нелегко, так как он сам из нее вырос. Он учился в духовной семинарии, и это в нем осталось. Его воспитала Грузия, где правители были лицемерны, коварны, часто кровожадны. Николай Алексеевич говорил, что Хрущеву легче расправиться со старой культурой, потому что в нем ее нет».
Так жена Заболоцкого записала его слова, сказанные в последнюю ночь - с 13 на 14 октября 1958 года.
Заболоцкий пострадал от Сталина много больше, чем Пастернак. Тем не менее даже он говорил о прямом родстве Сталина со старой культурой и о преемственной связи с ней - тогда как Хрущев уже принадлежал к поколению новых варваров. Речь не о том, что Сталин наследовал дворянской культуре. Речь о том, что он хотя бы знал о ее существовании не понаслышке. Речь, в конце концов, о масштабе. Пастернак ни в коей мере не оправдывал «безумца и убийцу». Он испытывал к нему чувство, которое определить сложно - рискнем назвать его ощущением своей соразмерности. Тридцатые годы немыслимы без великого злодея - и великого поэта, который его уравновешивал, находясь на противоположном полюсе. Пастернака и Сталина связывало нечто большее, чем взаимное притяжение или отталкивание: их связала взаимообусловленность. «Помянут меня - помянут и тебя». Так уж ты, сын художника, не забудь меня, сына сапожника.
*** По настоятельному требованию Саши Кислюка прочла "Теллурию" Сорокина. Брат так возмущался, что я не читала - аж купил мне книгу.
[немного о]Ну что, ужасно я люблю Сорокина, и несколько лет охлаждения, после какого то откровенно сатирического "Дня опричника" и очень мутной Ледяной трилогии как рукой сняло.
"Теллурия" круто написана, идеально стилизована, и вообще - многоплановый роман-постапокалипсис. Хоть в школе его давай как квинтэссенцию русской литературы и истории под одной обложкой. Каждая глава написана своим очень ярким и очень разным русским языком.Очень много отсылок к русской литературе. Весь роман как сборнки загадок, намерок, искаженных цитат.
Говна, кстати, почти нет. Мужеложство и насилие умеренно. Очень смешная глава про гарем удов у королевы Шарлоттенбургской ( от имени уда "Кривой-6").
Есть великаны и карлики, псоглавцы, роботы, князья и графья. Есть скульптурная композиция «Три Великих» - изображает трех роковых правителей России -- «Трех Великих Лысых, трех рыцарей, сокрушивших страну-дракона» Володеньку, Мишеньку и Вовочку.
«Россия была страшным античеловеческим государством во все времена, но особенно зверствовало это чудовище в XX веке. <...> И для сокрушения чудовища Господь послал трех рыцарей». Один разрушил Российскую империю (Ленин), второй - СССР (Горбачев), третий - Российскую Федерацию (Путин). Над изваяниями работал неизвестный скульптор-демократ, пацифист и вегетарианец...
И вот что хочу сказать - всё по мне прекрасно в этом романе, кроме явных отсылок к современности: - «Магазины помню, в них было много всего лишнего, яркого… Знаете, я даже помню последних правителей России, они были такие какие-то маленькие, со странной речью, словно школьники, бодрые такие, молодые, один на чем-то играл, кажется, на электромандолине». - «Помню, был какой-то толстяк, по имени Поэт Поэтович Гражданинов, эстрадник эдакий, весельчак, он выходил на сцену всегда в полосатом купальнике и в бабочке, читал нараспев свои смешные стихи, а потом подпрыгивал, делал антраша и хлопал жирными ляжками так, что все звенело. И этот хлопок почему-то назывался «оппозиция». -«…слив pro-теста начался ровно в 15.35 по московскому времени. Продавленное ранее через сплошные ряды металлоячеек утвержденной и согласованной формы, размягченное и основательно промешанное pro-тесто вытекло на Болотную площадь, слиплось в гомогенную массу и заняло почти все пространство площади».
Я против такой явной злободневности, это ... немного мелко для Крупного романа, а то, что роман Крупный- это безусловно. Не знаю кто там отдал премию Прилепину, это вообще смешно! Это как дать Нобелевскую по литературе кому-то при живом Льве Толстом и Чехове.
Советую почитать "Теллурию" прямо настоятельно! *** Посмотрела новые сериалы: 1. Первый сезон "Девочек" ( "Girls") с Линой Дэнем .[Девочки] Лина Дэнем крута. Она сняла сериал с собой в главной роли - про очень некрасивую, нелепую, странную девицу с лишним весом, которая живет в НЙ, совершает дурацкие поступки, спит с придурком и считает себя писательницей. Живет в квартире которую снимает напополам с лучшей подругой, симпатичной девицей, которая спит с другим придурком, и сначала страдает от его ( придурка) присутствия, а потом от его отсутствия. Есть и третья девица, крутая и харизматичная, бунтарка-пофигистка. Нелогичные решения и внезапные выходки - её сильное место.
Это Секс в большом городе про молодых и дебильных. Смотреть - прикольно. Второй сезон не хочу, пока что все герои сериала вызывают сильнейшее раздражение:) если кому лень смотреть- можно почитать рекапы Корпускулы на первый сезон Девочек начинается вот здесь - http://corpuscula.blogspot.com/2012/04/girls-1.html
2. Посмотрела три сезона английского сериала "Любовь на шестерых" ( "Coupling"). Очаровательно! Юмор, английский юмор, секс и очень симпатичные персонажи! Это как "Друзья" только про голый секс и гораздо тоньше.
Сценарист Стивен Моффат гений! И ещё я теперь обожаю актера Ричарда Койла Его можно смело отправлять в Монти-Пайтон (а это у меня главная похвала)!
3. Начала пересматривать свой сериал душевного комфорта - "Отель Вавилон". Как же я люблю все про отели! Это тоже английский сериал, с колоритными персонажами и очень обаятельными актерами.