Apr 17, 2016 23:21
В книге "Служение министранта" указано, что после причащения верных звонок совершается после того, как литургисавший священник или священники помещают киворий в дарохранительницу (это предлагается как возможный вариант). Но такое указание нельзя счесть вполне верным.
Звонки обозначают, во-первых, само начало литургии, а затем - наиболее важные ее моменты. Обрамляя причащение, они подают знак воздать подобающую честь Святым Дарам, а именно - начало и конец коленопреклонения. Однако в момент переноса кивория Святые Дары еще остаются на алтаре - вплоть до завершения пурификации. Само по себе открытие и закрытие дарохранительницы не имеет никакого значения, оно значимо лишь в силу того, что являет Святые Дары в пространство храма и скрывает их из него. Таким образом представляется очевидным, что, во-первых, коленопреклонение завершается после пурификации литургических сосудов (на что есть ясные указания), и во-вторых, что звонок подается именно для того, чтобы указать на точный момент, когда уже уместно встать.