Оригинал взят у
linde_eit в
(1)Основные паттерны работы Вирджинии Сатир
Вся тема изложена в трех m.map, № 2 и 3 опубликованы далее.
(1)Основные паттерны работы Вирджинии Сатир
источник
Стив Андреас "Паттерны магии Вирджинии Сатир"
1.Ориентация на решение в настоящем и будущем (в противоположность ориентации на проблему в прошлом)
Это то, чего вам не хочется. А можете вы сказать, что вы хотите?
Как вы узнаете, что вы получили это?
Что мешает вам в данный момент?
Что вам нужно, чтобы получить это?
Что сейчас могло бы сделать вашу жизнь лучше?
перенести фокус внимания человека на то, что он сам может сделать для улучшения ситуации.
2.Позитивное намерение.
все люди стремятся к хорошему, даже если они делают нехорошие вещи
необходимо осознавать различие между намерением и поведением
вместо того чтобы спорить или бороться, мы можем объединиться для поиска альтернативных вариантов поведения, которое устраивало бы обоих.
3.Никаких обвинений
деструктивное поведение является результатом отсутствия возможности научиться реагировать более позитивно.
Проблема - это способ, каким человек организует свое поведение.
задача терапевта - объяснить и показать клиентам, что они могут воспринимать, реагировать и действовать способом более приемлемым и эффективным, чем их настоящее поведение.
4.Равенство
альтернативный способ поведения в семье - общение на равных.
терапевт учит выражать равенство на собственном примере
не вербально
вербально
умение воспринять трудности как нормальное явление может стать важным шагом на пути к их преодолению.
достижению равенства служит гибкость относительно исполняемых ролей
"любой из нас может быть как учителем, так и учеником для другого человека»». (Satir, 1984)
Работа на позициях равенства позволяет психотерапевту:
отойти от борьбы за доминирующее положение
позволяет психотерапевту не включаться в семейную иерархию и не становиться частью проблемы вместо того, чтобы стать частью решения.
так как основой споров и конфликтов всегда является неполная информация и подчеркивание различий, то терапевт
подчеркивает сходства между людьми, использует в процессе более полную информацию
5.Предоставление позитивного альтернативного выбора.
наказание не способствует устранению приобретенного поведения. Наказание просто подавляет данное поведение, создавая конфликт между противоположными мотивами.
"Ладно, вы приобрели такой навык. Теперь давайте посмотрим, можем ли мы приобрести другие». (Satir, 1984)
"Что мы действительно должны сделать, так это понять, чему мы научились, и затем поискать, чему мы хотим научиться еще"(Satir, 1984)
6.Рефрейминг поведения и восприятия.
поиск позитивного намерения, отказ от обвинений и акцент на желаемом результате также представляют собой эффективные способы рефрейминга
контекстный
помещает «проблемное» поведение в другой контекст, тот, в котором оно может иметь определенную ценность, подтверждение ценности этого поведения
затем - поиск альтернативных форм поведения для тех ситуаций, в которых то же самое поведение может создавать проблемы.
смысловой.
меняет значение поведения в данном конкретном контексте
Автор Mind Map: © Аносова Галия, 2013