Дед Мороз для особых детей

May 14, 2011 21:37

 Сегодня в февральском номере журнала Сноб, вычитала эту статью. Всё это мне очень близко и эта история меня очень тронула, поэтому я взяла и написала автору этой статьи письмо с благодарностью. Никогда до этого подобных писем не писала, а тут как-то само собой получилось. Автор Илья Колмановский, статья под катом.

Я - сенсорный Дед Мороз. Это мое сегодняшнее изобретение: ведь если дети при виде мешка с подарками не могут по заказу прочитать стишок, они по крайней мере могут подергать меня за бороду или хотя бы разрешить мне пощекотать себя бородой. Но пока я не додумался до этого педагогического приема, мне было трудно.

«Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу!» - с такой мыслью я пришел сегодня в Центр лечебной педагогики (ЦЛП) в Москве, около м. «Университет»; там работает моя жена. Это негосударственный центр для детей с серьезными нарушениями развития. Советское здравоохранение по сей день велит сдавать их в интернаты, где с ними никто не занимается, их прикручивают простыней к кровати и морят голодом (буквально). Сотрудники центра помогают родителям справиться с их трудной миссией: провести по жизни особого ребенка, жить с ним, обучать и учить общаться.

И вот я пришел - побыть Дедом Морозом в группе из 20 детей возраста 4-5 лет. Я ждал в закутке около спортзала, в котором шла елка, и нервничал. Пришла условленная смска, что уже пора наряжаться. Парик лезет в глаза, ни черта не видно. Рычу на хорошенькую сотрудницу - поправьте же мне эти волосы! Где подарки? Нет, не эти - где еще вот вторые подарки, которые от родителей? И как я это все допру до середины зала, когда позовут?

ЦЛП - лучшее на свете место, чтобы вылечиться от присущего всем нам стремления к Идеальному Результату. На днях у меня там случился совершенно буддистский момент. По случаю праздников я могу позволить себе побыть папой, и вот привез в ЦЛП моего младшего, Гришу, на занятия. Ему 1,5 года, и жена устроила его в сенсорную группу, где дуют на цветные перышки, сыплют за пазуху фасоль, делают массаж резиновыми ежиками и бьют в бубны. Словом, развивают интеллект по последнему слову науки.

И вот мы сидим на полу, Гриша с упоением беспорядочно лупит по разным барабанам. Остальные дети тоже лупят. Все невпопад и безо всякой связи с командами и заданиями педагога. Она совершенно не парится по этому поводу. Во мне нарастает раздражение: все не так, все не по плану. Где цель? Где результат? И тут она произносит фразу, которая меня почему-то ужасно пробрала. «Вот, хорошо. Гриша играл, а папа слушал». Так она как-то это сказала, бесконечно нежно и трогательно, что у меня сразу встали мозги на место. Какой к черту результат? Что может быть важнее в моих отношениях с сыном, чем ровно такой опыт: он барабанит, а я сижу и наконец-то его слушаю? Не проверяю мейл и фейсбук на айфоне, не говорю по трем линиям, не клюю носом, а просто нахожусь с ним вместе!

В этом суть и идеология ЦЛП. Занятия как самоцель, потому что нет ничего естественнее и здоровее для родителей, чем обучение детей, чем совместная какая-то деятельность. Неважно какая. И нет ничего трагичнее, чем ребенок, лишенный этого естественного права.

Итак, сегодня я был сенсорным Дедом Морозом. Я не просил читать стихи (три мальчика правда вызвались сами: группа интегративная, в ней есть и обычные дети - как правило, братья и сестры особых детей), не просил танцевать. Я просто был среди этих детей, обнимал их, а они - меня, и это было самое приятное занятие за последние месяцы. Я водил с ними хоровод; половину деток при этом несли на руках родители, и одна такая девочка крепко держалась за мою «бороду». Еще одна, совсем крошечная девочка свернулась клубочком на руках у танцующей мамы, и казалось, что она почти не реагирует на окружающие события, но я стал тихонько щекотать ее «бородой» по шее, и она улыбнулась мне уголком рта.

Понравилось, Люди

Previous post Next post
Up