Театр "Вернадского, 13" - маленький, уютный, и, как оказалось, просто потрясающий. Похоже, в мою жизнь ворвался новый любимый театр - впервые за последние годы. Игра актеров здесь гармонична и жизненна, нет ни грамма наигранности.
Посмотрелся Fahrenheit 451 - по мотивам брэдберевского «451 градус по Фаренгейту», научно-фантастического романа-антиутопии… Простые декорации, отлично поставленный свет и звук позволили режиссеру в полной мере раскрыть смысл слов, подчеркнуть их значение.
Click to view
Игра актеров заставила задуматься, задела за живое. И стимулировала вернуться к книге, прочитанной еще в школе - поразиться ее актуальности: мы уже превратились в общество потребления.
«Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия - собаки, лошади, экипажи - медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом еще: десять-двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чье знакомство с "Гамлетом" - вы, Монтэг, конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук, - так вот, немало было людей, чье знакомство с "Гамлетом" ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: "Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей". Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий».
«Как можно больше спорта, игр, увеселений - пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте все новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума все меньше. В результате неудовлетворенность. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, все равно куда. Бензиновые беженцы. Города превратились в туристские лагери, люди - в" орды кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как море во время прилива и отлива,- и вот сегодня он ночует в этой комнате, а перед тем ночевали вы, а накануне - я»
Мы в университете жалуемся на ЕГЭ, утверждаем, что качество студентов с его введением сильно упало... но это, оказывается, было так предсказуемо:
«Когда школы стали выпускать все больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, летчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, ученых и людей искусства, слово "интеллектуальный" стало бранным словом, каким ему и надлежит быть. Человек не терпит того, что выходит за рамки обычного. Вспомните-ка, в школе в одном классе с вами был, наверное, какой-нибудь особо одаренный малыш? Он лучше всех читал вслух и чаще всех отвечал на уроках, а другие сидели, как истуканы, и ненавидели его от всего сердца? И кого же вы колотили и всячески истязали после уроков, как не этого мальчишку? Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество. Вот! А книга - это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь ее! Разрядить ружье! Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я? Но я не выношу эту публику? И вот, когда дома во всем мире стали строить из несгораемых материалов и отпала необходимость в той работе, которую раньше выполняли пожарные (раньше они тушили пожары …), тогда на пожарных возложили новые обязанности - их сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров».
То, что в 1953 г. казалось автору фантастикой, для нас стало реальностью: люди перестают читать книги и зачастую даже гордятся этим. В нынешнее время это уже не фантастика, это уже практически реальность.
«Дело ведь не только в том, чтобы снова взять в руки книгу, которую ты отложил полвека назад. Вспомните, что надобность в пожарных возникает не так уж часто. Люди сами перестали читать книги, по собственной воле. Время от времени вы, пожарники, устраиваете для нас цирковые представления - поджигаете дома и развлекаете толпу. Но это так - дивертисмент, и вряд ли на этом все держится. Охотников бунтовать в наше время осталось очень немного»
«Я помню, как одна за другой умирали газеты, словно бабочки на огне. Никто не пытался их воскресить. Никто не жалел о них. И тогда, поняв, насколько будет спокойнее, если люди будут читать только о страстных поцелуях и жестоких драках, наше правительство подвело итог, призвав вас, пожирателей огня.»
![](https://dl.dropboxusercontent.com/s/h6v8flcx34ogdi6/DSC09001_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80.JPG?dl=0)
А чего стоит фраза о врачах!
«- Но ведь вы - не врачи! Почему не прислали врача?
- Врача-а! - сигарета подпрыгнула в губах у санитара. - У нас бывает по девять-десять таких вызовов в ночь. За последние годы они так участились, пришлось сконструировать специальную машину. … Врач тут не нужен. Двое техников, и через полчаса все кончено».
Но рано или поздно человек мыслящий начинает задумыватся,
противится системе, взбунтовывается… и приходит огонь.
Click to view
Он - как очищение и возможность начала новой жизни с единомышленниками.
Режиссер активно использовал такой художественный прием как экшн, что позволило значительно облегчить восприятие глубокого произведения
Click to view
Цитировать Брэдбери можно до бесконечности. Но прочитайте лучше книгу сами. И сходите в театр «Вернадского, 13» - сравните свои ощущения со взглядом режиссера, оцените игру актеров, погрузитесь в жизнь героев. На меня лично спектакль произвел невероятное впечатление - смотрелся на одном дыхании. Не случайно зрители в процессе спектакля не апплодировали актерам - дабы не прервать настроение, повисшее в воздухе и проникающее в каждую клеточку организма. И апплодисменты в конце, стоя, стали той самой точкой 451 - когда эмоции зрителей достигли максимального накала.
Больше фото смотрите в
альбоме Fahrenheit 451и очередное спасибо сообществу
mosblog