Доехать до Дербента ради Луня

May 17, 2021 08:02

Расскажу вам сегодня о красавчике "Лунь", ради которого мне и хотелось в Дербент. Несмотря на сильнейший ветер и летящий в лицо песок мы таки дошли до экраноплана. Он просто невероятный! Мощный, красивый и гордый. Впечатляет невероятно! особенно в нынешней своей локации и природном окружении.


Застать "Лунь" в гордом одиночестве не удалось, на 9 мая тут было настоящее паломничество. Но погода людей разгоняла быстро - песок в лицо это не очень приятно как то.






Их должно было быть 8 шт. - ударных экранопланов-ракетоносецев проекта 903. Но стал единственным и неповторимым, созданным в 80-е, время внесло свои коррективы. Точнее - есть ещё так и недостроенный тогда же до конца "Спасатель", но он уже начал создаваться именно как спасательный, а не военный экраноплан.


Строить начали эту махину в 1983 году на заводе «Волга» в Н.Новгороде, и уже через 3 года перевели в Каспийскую флотилию. Далее сведения расходятся - то говорят, что последний полет состоялся в 1989 г., то - опытная эксплуатация началась лишь в 1991 году. И с тех пор пылился на заводе «Дагдизель» (в портовой его части) в Каспийске. Нынче перебазировался на пляж примерно в 17 километрах от Дербента. В прямом смысле слова на пляж - ну вы и по фото это видите. Ориентир для доезда - с. Арабляр. Но вообще-то мы просто набрали в Яндекс.навигаторе слово "Лунь". Помогло. Можно от Дербента и такси взять, рублей в 500 уложитесь.


Транспортировка (точнее - буксировка) из Каспийска под идею создания в этом месте парка "Патриот" далась нелегко, и длилась аж 14 часов. Красиво так, с 2-мя кораблями сопровождения, с 3-мя буксирами, на резиновых понтонах. Эх, жаль не видела это зрелище!
При этом подготовительные работы процесса заняли 2 недели. А вот с буксировкой непосредственно на берег оказалось все намного сложнее - из-за разбушевавшейся погоды и технической сложности растянулась эпопея на несколько дней. В ход пошли тросы, надувные подушки и железнодорожные тележки. Поговаривали, что экраноплан дал течь, а тросы вообще не справлялись с поставленной задачей.




Сейчас для "Луня" сделали что-то типа постамента, но до конца так и не затащили на него.


Однако и в воде он уже не находится. Ну то есть ни вашим, ни нашим. Парк обещали открыть в 2022 г. Почему-то мало верится... то есть парк не просто "не достроен", строительство как таковое и не начиналось. Просто свалить технику на берег моря - не равно сделать парк.
Ну и о финансовой составляющей: процесс транспортировки «Луня» на дикий, совсем дикий, пляж стоил "всего" 6 000 000 руб., и платил типа не бюджет, мэрия говорит о каких-то иных источниках финансирования. Мэр Дербента грозился сделать "Лунь" не только центральным объектом нового парка, но и создать на его базе компьютерный тренажер. Ну-ну... что тут еще скажешь глядя на нынешнее состояние?


С "Патриотом" тоже пока особо не сложилось. Да, есть еще рядом парочка истребителей и вертолет в весьма грустном состоянии, еще что-то.






Однако парком и не пахнет. Зато есть кафе и палатка с квасом. По доброй традиции - без туалетов. Зато есть табличка об опасной зоне. Но кого это останавливает?


Зачастую можно услышать - "Каспийский монстр". Но, как я понимаю, это не совсем верно. Точнее - совсем не верно. По информации в сети "Каспийским монстром" называли проект 902.
Позиционировался "Лунь" как универсальное средство против любых надводных сил противника, существовавших на то время.
Внешне напоминает большой транспортный самолёт - длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но принцип полета другой, основан на эффекте экрана, подсмотренном у птиц, в частности - у чаек. Все в том же инете можно найти следующую инфу: "При горизонтальном полёте встречный поток воздуха ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло. При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы".
Основная высота полёта экраноплана в режиме экрана до 10 м, может летать и на высоте до 500 м.
Взлетает только с воды.


При этом может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью: лёд, земля. Садиться так же может только на воду, шасси нет. Считалось, что за счёт низкой высоты полетов был не виден на радарах. Ну то есть его бы скорее засекли невооружённым взглядом :) А учитывая в целом не очень большую поворотливость и размеры - мишенью был бы знатной. При нынешних же радарах скорее всего уже засекли бы и они. Но тут я не спец, полагаюсь на мнение других.
Сохранность спецы оценивают как отличную, повреждено лишь лако-красочное покрытие - во время транспортировки. Ну не считая, опять-таки, упомянутых течей....






Технические параметры этой водоплавающей "птички" впечатляют:

Высота: 19,20 м
Скорость хода: 500 км/ч
Экипаж: 10 чел.
Длина: 73,80 м
Вес: 243 т
Вооружение: противокорабельные ракеты ЗМ-80 «Москит», авиационные пушки ГШ-23

Дагестан, путешествия, Россия, путешествуем по России, Дербент

Previous post Next post
Up