Россия активно ищет области своего относительной военного преимущества, чтобы компенсировать своё общее военное отставание.
Учитывая количество внимания, уделённого за последний год военным возможностям России, стоит задуматься, как развитие военной мысли в ближайшие 10-20 лет может повлиять на возможности Вооружённых Сил России по сравнению с западными странами.
Тенденция к автоматизации, включая удалённое управление оружием, а также полностью автономные боевые машины, управляемые искусственным интеллектом - все это может поставить Россию в не самое выгодное положение. У России нет технологий, сравнимых с западными, но самое главное у России нет возможностей эти технологии разработать самостоятельно в ближайшем будущем. Российские вооружённые силы основательно отстают от западных армий в использовании автоматических систем, использованию военных беспилотников - дронов, а так же продвинутых технологий в области электроники.
Правительство России признавало эти недостатки и до последнего времени пыталось их разрешить через сотрудничество с западным военно-промышленном комплексом. Но теперь, после «аннексии» Крыма, военное сотрудничество НАТО и России заморожено, а также после введения санкций со стороны большинства западных стран, ситуация с развитием, приобретением военных технологий, технологий двойного назначения для России сильнейшим образом усложняется. Финансовые ограничения, вытекающие из бюджетного кризиса, который произошёл из-за падения цен на нефть, так же будут препятствовать развитию новых военных технологий, новых видов вооружения.
В результате этого Россия будет искать другие пути, чтобы противостоять технологическому преимуществу Запада, сосредотачивая внимание на иррегулярных видах войны и кибервойне. На обоих этих направлениях Россия имеет преимущество по сравнению с Западом. Отсутствие демократической подотчётности (возможно имеется ввиду открытая отчётность спецслужб и военных США за потраченные средства) в российской политической системе делает использование обмана и иррегулярных войн гораздо легче, чем в правительствах, где подобная норма существует. В случае вовлечения в прокси-конфликты с Западом Россия может использовать наёмников и другие иррегулярные силы, ГРУ и другие отряды специального назначения. Кроме того Россия может использовать в своих целях дружественно настроенное население в целевых государствах.
Россия имеет большой опыт ведения кибервойны и не ограничивает себя нормами не проведения наступательных кибероперация, в отличие от западных стран. (после череды скандалов, включая Сноудена, такие заявления уже выглядят смешно).
В кибервойне Россия, скорее всего, будет делать основной акцент на спецоперациях. Скандальная атака китайцев на базу данных работников правительства США, которая вылилась в кражу персональной информации всех, кто получал правительственный допуск с 2000 года, показывает нам куда, вероятно, будут направлены кибератаки будущего.
В дополнение к этому Россия будет сохранять тесные взаимоотношения с неправительственными хакерскими организациями, которые будут мобилизованы для проведения DDoS (Distributed Denial of Service) атак. Эта тактика не нова. Она была продемонстрирована российскими хакерами в начале 2007 в Эстонии и в 2008 в Грузии, но может быть все еще вполне эффективно использована в будущем против гражданских структур или правительственных сетей, средств коммуникации.
С точки зрения более традиционных видов ведения войны - использование высокоточного оружие будет становиться критическим фактором для России. Россия будет фокусироваться на созданий оборонительных систем. Такие многоуровневые системы уже базируются в Крыму, в будущем они, вероятно, будут размещены на Курильских островах, в Калининграде и потенциально в других прибрежных зонах. Радары низкого частотного диапазона были разработаны Россией, чтобы противостоять трационному американскому превосходству в stealth технологии. Эти радары, вероятно, сделают американские ВВС более уязвимыми для российских систем ПВО. Основное ограничение в этой стратегии опять же - технологии. Проблемы с российской космической программой могут привести к недостатку потенциала сбора информации из космоса, и Россия будет вынуждена полагаться на наземные радары.
Высокоточное оружие может быть использовано для наступательных целей. Ракеты земля-земля Искадер с максимальной дальностью 500 км могут быть использованы в качестве угроз соседним государствам. Россия находится в процессе укомплектования большого количество военных кораблей и субмарин мощными крылатыми ракетами, которые не ограничиваются договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, и которые имеют дальность 2500-3000 км. Эти ракеты позволят российским военным угрожать не только ближним соседям, но и более отдаленным государствам в Чёрном море, Балтийском море, Охотском море. Так как эти ракеты могут быть запущены с относительно небольших кораблей класса фрегат или корвет - российский флот становится серьёзной угрозой региональной безопасности, даже если Россия не достигнет успеха в создании большого количества крупных кораблей.
Так как Россия маловероятно сможет сравнится с США в сфере трационного вооружения или преодолеть техногическое превосходство Запада, она будет полагаться на ядерное оружие, как на сдерживающий фактор. Российские военные пришли к выводу, что ядерное оружие - это путь для компенсации отставания вооружённых сил России в области традиционного вооружения. Российская ядерная доктрина в определённом смысле похожа на ядерную доктрину НАТО времён Холодной войны, хотя российские лидеры заявляли о том, что допускают использование ядерного оружия в случае угрозы трационной войны на российской территории, суверенитету России.
Российские лидеры осознают, что страна вряд ли сможет сравняться по военному потенциалу с США, а так же, вероятно, Россия будет оставлена позади в военном плане Китаем за ближайшие два десятилетия. Однако они активно планируют использование тех военных направлений, где они все ещё имеют преимущество, чтобы компенсировать своё общее военное отставаение. Западу же следуют фокусироваться на противодействии этим преимуществам России в таких сферах как кибервойна, противодействии угрозы применения крылатых ракет и тактического ядерного оружия Россией для достижения своих политических целей в соседних государствах.
Дмитрий Горенбург является старшим научным сотрудником отдела стратегических исследований Центра военно-морского анализа (CNA) - некоммерческой научно-аналитической организации, в которой он работает с 2000 года. Помимо работы в CNA доктор Горенбург является главным редактором журналов Problems of Post-Communism («Проблемы посткоммунистического общества») и Russian Politics and Law (Российская политика и юриспруденция), а также сотрудником Дэвисовского центра исследования России и Евразии при Гарвардском университете. Раньше он преподавал на факультете государственного управления Гарвардского университета и был исполнительным директором Американской ассоциации содействия развитию славяноведения (AAASS). В Гарвардском университете он получил степень доктора политологии, а в Принстонском университете - степень бакалавра по специальности «международные отношения». Ведет блог, публикуя статьи о российских вооруженных силах
http://russiamil.wordpress.com.
Перевод: kirzaq.livejournal.com
Оригинал статьи