Сходил вчера на новейший шедевр - "Щелкунчик и крысиный король". Думал, так сказать, насладиться рождественской сказкой в самый что-ни-на-есть подходящий момент - 1 января. Но не тут-то было. Все-таки умение осваивать большие бюджеты, видимо, у этой семьи в крови. Но как при этом можно было снять такую муть, потратив 90 миллионов долларов, осталось большой загадкой.
Динамики никакой, сюжет, мягко сказать, странноватый. Куча непонятных вставок, типа рассуждений отца главной героини, что, дескать, пойдет он сегодня на бал в ратушу, и там наверняка будет этот ужасный доктор Фрейд. Повторена сия сентенция была два раза, но ничем, кроме попытки примазаться к славе великого психиатра, ее объяснить нельзя. С тем же успехом в фильме используется имя Энштейна, причем вот тут уже в каком-то совсем похабном контексте. Песенку про теорию относительности детям поет их крайне сомнительно выглядящий и разговаривающий почему-то с еврейско-одесским акцентом родственник по имени Альберт, которому гораздо больше бы подошел образ не популяризатора-физика, а Бубы Касторского из "Неуловимых мстителей". Я прямо сидел и ждал - когда же он скинет маску и наконец заголосит "Я одессит, я из Одессы, здрасьте!". К числу несомненных по своей глупости режиссерских находок также следует отнести требование Щелкунчика называть его NC (ну типа сокращенно от Nutcraker), чтобы сохранять инкогнито, и чтобы крысы не догадались. Причем явно в расчете на американскую аудиторию девочка Мэри переспрашивает его: "Как? MC?"
Ну и венец этого кинематографического шедевра - это крысиное племя. В фильме оно почему-то выведено в откровенно фашистском образе, хотя поверить в их "злодейскость" никак не получается, потому что единственное, чем они досаждают людям - это отбирают у них детские игрушки и жгут их. Поэтому посреди города стоит огромная "фабрика дыма", которая конечно должна рождать ассоциацию с печями Бухенвальда. Я был уверен, что все идет к тому, что вместо игрушек туда в конце концов засунут дядю Альберта с его еврейским акцентом, но до этого (слава Богу) режиссерский замысле не дошел. Единственным светлым пятном в фильме является крысиная королевская семейка, особенно крысиный король в образе декадентствующего Энди Уорхола и с голосом Филиппа Киркорова, который чрезвычайно точно вписался в изображение истерика на троне, гораздо больше любящего голосить песни в сопровождении ансамбля, чем править поддаными. В последнем занятии его с успехом подменяет мать с голосом Пугачевой, про которую с редким цинизмом говорится, что чем больше она пьет крысиного яду, тем мощнее становится ее колдовская сила. Зачем Алла Борисовна согласилась это озвучивать, осталось для меня загадкой. Но эта парочка сильно скрашивает общую бездарность фильма, особенно в конце, когда крах крысиного царства уже очевиден, мамаша пытается, бросив сынка, свалить на вертолете, и в самую последнюю секунду он успевает их догнать с абсолютно "киркоровской" фразой: "Куда это Вы собрались, стесняюсь спросить?!"
Вот и я всех, кто собрался на этот фильм, хочу спросить тоже самое. Так что если вы еще не ходили, то не тратьте зря деньги. Кончаловскому все равно, потому что ВЭБ уже заплатил, а вам сэкономить приятно будет:-)