Позвонила мне Shula Primak, и говорит:
- Кируля, ты знаешь, что карантин кончился, и можно ходить в гости?
- Знаю, - говорю.
- Ну?
Шула пришла с большой коробкой выпечки из французской кондительской и баночкой чая Эрл Грей. Мы занялись любимым субботним делом - точением ляс. Потому что это не праздное времяпрепровождение, а интенсивная психотерапия.
Я посмотрела на коробочку чая и вспомнила. Мне было 29 лет, я была худая и беременная новая репатриантка. Мы два дня как приехали в Израиль, и нас забрал к себе жить мой кузен.
У него на кухне, на узенькой полочке, стояли в ряд штук 10 одинаковых разноцветных коробочек с чаем. Это были "Инглиш брекфаст", "Жасминовый" и куча других. Я начала заварку с желтой баночки "Эрл Грей", и потом ежедневно заваривала чай из другой баночки.
Вы знаете что такое импринтинг, или запечатление? Это то, что у утят, которые считаю мамой первый объект, который увидят. Первым я заварила чай из желтой баночки, а потом сравнивала его вкус с остальными. Я могу выпить, но без воодушевления, и зеленый чай, и с каким-нибудь гибискусом, и молочный улун. Я даже с удовольствием, вспоминая детство, выпью азербайджанского чая с чебрецом, но только Эрл Грей из желтой маленькой коробочки будет символизировать для меня надежду и ожидание новой, лучшей жизни. Именно этот вкус, вид и аромат были со мной, когда я, в 1990 году, еще не знала, что меня ждет в Израиле.
С тех пор я обожаю именно этот чай, именно из этой коробочки. И Шула, сама не зная, принесла мне его.
Так что захотите в гости или просто порадовать меня, вы знаете, что мне дарить.
Интересно, это со мной так, или у вас тоже есть подобные предметы, вкусы и запахи?