Каменщик был и Король я - и, знанье свое ценя,
Как Мастер, решил построить Дворец, достойный меня.
Когда разрыли поверхность, то под землей нашли
Дворец, как умеют строить только одни Короли.
Р.Киплинг
Когда рухнули стены Аюттхаи, и тысячи бирманских солдат с повязками вместо шлемов с криком обрушились на город, судьба королевства Сиам, казалось, была решена. Но боги не оставили страну - полководец Таксин с небольшим отрядом отошел к низовьям Чао Прайи, в Тхонбури, и основал там новую столицу. Собрав за два месяца вполне дееспособную армию, сиамцы в очередной раз навешали бирманцам. А Таксин провозгласил себя королем. Он установил контроль Сиама над Чиангмаем и поставил Камбоджу раком в вассальную зависимость от Сиама. Правда, через некоторое время Таксин стал чудить, объявил себя реинкарнацией Будды, а всех, кто отказывался это признавать, приказал сечь плетьми. Группа высших чиновников и военачальников возглавила волну народного гнева, и смещенный с трона Таксин по гуманному сиамскому обычаю был помещен в бархатный мешок и забит до смерти палками. Тайский народ, однако, не предал забвению опального короля, и сегодня его именем названы улицы/больницы/университеты.
Это была присказка. А вот сказка: На трон Сиама взошла династия Чакри, успешно правящая по сей день, и первый король Буддхайодфа (Рама I) перенес столицу на другой берег реки, в "Деревню, где растут оливки".
В том же 1782-м году, сразу после воцарения, он распорядился о начале строительства дворца. Нет, не так, Дворца. И Храма при нем. Все это происходило на острове, названном Раттанакосин (что-то типа острова Ситэ в Париже).
Основные сооружения воздвигли с уникальной скоростью. Но внутри дворцового комплекса строительство продолжалось до начала двадцатого века. Сегодня сторона периметра комплекса составляет около двух километров в длину. Это, черт побери, вдвое больше, чем стена Старого города Иерусалима, а площадь, стало быть, больше в четыре раза (если я еще не забыл геометрию). Ну, так ведь и Таиланд несколько больше Израиля, заметите вы. И будете правы.
Стремясь сравниться с дворцами Европы, тайцы взяли у чужаков различные архитектурные и технические приемы, но умудрились сохранить тайский колорит. Главное здание дворца, например, от фундамента до крыши является смешением европейских стилей, а сама крыша едет от такой красоты типично тайская.
На переднем плане находится павильон королевского разоблачения (ничего криминального). Просто в конце церемоний перед входом во дворец в этой беседочке король разоблачается от церемониальных одежд.
Каждый уважающий себя правитель организует место для отправления религиозного культа "для своих" (ну, чтобы простолюдины не мешали сосредоточиться на вечном), поэтому комплекс Большого Королевского Дворца включает в себя Храм Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео), отделенный от самого дворца стеной, дабы не смешивать мирское и духовное.
Вход в него охраняют вот такие демоны - ракшасы (или якши, яки). Они меняют свой облик, превращаясь из человекоподобных существ в животных, имеют ядовитые когти/зубы и питаются человеческой плотью. Короче, классные ребята.
Сам Изумрудный Будда - статуэтка из жадеита (что-то наподобие нефрита) высотой всего 66 см. Была обнаружена по чистой случайности еще шестьсот лет назад на севере Таиланда, побывала и в Чианг Мае, и в Лаосе, и в храме Ват Арун на противоположном берегу реки, но вот уже больше двухсот лет обитает здесь. Внутри павильона фотографировать нельзя, поэтому фигурка снята снаружи моей женой и обведена мной красным кружком. Изумрудного Будду, главную буддийскую святыню Таиланда, переодевают три раза в год, делает это кто-то из королевской семьи (у них в туалете висит список дежурств), в сезон дождей, жаркой весной и "прохладной" зимой Будда имеет разные одеяния.
В храмовом комплексе находится также большая ступа, или чеди, в ней хранится частица праха Будды.
Еще одно здание - Мондоп, библиотека имени Ленина священных писаний.
По значимости Ват Пхра Кео можно сравнить с Меккой, или с Куполом Скалы для мусульман. В отличие от последних, буддисты разрешают каждому посетить храм и даже окропить себя святой водой с цветка лотоса.
Единственное условие - снимите свою обувь. "Сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которую ты ступил, - священна" (Исход, 3,5). Как видите, это весьма логичное условие.
Ват Пхра Кео отделен также рядом из восьми башен - "прангов". Восемь - священное число в буддизме.
По периметру Храма изнутри на стене изображены сцены из индийского эпоса Рамаяна (по-тайски Рамакиен). Возлюбленную принца Рамы Ситу похитил злодей Равана и увез в свои владения - на остров Ланка.
Рама бросается в погоню, ему помогает обезьяний бог Хануман. Именно он перекинул свой хвост как мост, по которому армия Рамы попала в королевство зла. Эпос этот оказал огромное влияние на тайскую культуру: театр, скульптура, живопись. Недаром короли династии Чакри берут себе второе имя Рама, что подчеркивает божественность королевской власти. Помните "Хари Рама"? Так вот это он и есть.
Храм и Дворец олицетворяют собой секретный райский сад на горе Меру, населенный различными существами.
С некоторыми познакомимся поближе. Вот, например, кинари - наполовину женщина, наполовину - лебедь. Символ совершенства, таланта и красоты. Способна перемещаться из мифического мира богов и духов в мир людей. Источник вдохновения. Тайский вариант музы.
С ракшасами вы уже встречались. Нет, полосатая на переднем плане - не демон, а туристка из Германии. Не пугайтесь, она не такая страшная, как кажется.
Украшение на коньках крыши называется Чо Фа. Это схематическое изображение еще одной мифической птицы - Гаруды. Гаруда (пожиратель) - птица с человеческим туловищем и головой орла, ездовое животное бога Вишну. Питает стойкую неприязнь к ползучим гадам. Харакер нордический.
Если поднятся на верхнюю террасу храма, обнаружим еще два доказательства могущества и величия тайских королей. Это балдахины, один из символов королевской власти. Такие штуки несли перед королевской процессией. У самого короля - палка с семью кружками, у королевы, соответственно, меньше, у принцев еще меньше. Ну, и слоны - символ Таиланда.
А вот модель храма двенадцатого века Ангкор из покоренной Камбоджи. Чтобы напоминать о победах сиамского оружия. На сегодняшний день единственное место вне Камбоджи, где можно оценить величие этого храма-крепости.
Перейдем в светскую часть комплекса. Центральный двор украшен декоративными деревьями. Сочетание французского парка и японского стиля "бонсай". В отличие от японцев, тайцы не ограничивают деревья по высоте. Главное - идеально подстриженные веточки, каждая представляет собой шар.
На территории дворца разбросано множество статуй китайских мудрецов и воинов.
Еще мы набрели на музей пушек под открытым небом.
Все стволы аутентичны.
Здание дворца охраняют солдаты почетного караула.
Их история очень интересна. В 1890-м году Сиам посетил наследник российского престола Николай.
Он сдружился с королем Чулалонгкорном Рамой V (насколько вообще монархи способны дружить), подарил ему коллекцию произведений фаберже (тайская королевская семья до сих пор ею владеет), а также передал для охраны королевского дворца 200 гренадеров, каждый из которых был не меньше 180 см роста, что для тайцев просто гиганты. Эти бравые ребята по завершении контракта не пожелали возвращаться в Россию, переженились на тайках, и осели в двух деревнях на севере Сиама. Говорят, там до сих пор рост мужчин значительно выше среднего по стране. Я тщетно пытался выведать названия этих деревень, но нигде не нашел. А может быть, это просто одна из легенд, на которые так щедра здешняя земля. Факт в том, что Большой Королевский Дворец в Сиаме - единственное место в мире, где можно увидеть парадную форму русских царских гвардейцев.
Объекты меньшей значимости охраняются солдатиками в зеленом. Несколько раз в день их смена караула привлекает сотни фотообъективов.
Вот и все, что я хотел рассказать вам о Королевском Дворце Бангкока. Пост получился немного научно-популярным, но его не могло не быть. В дальнейших рассказах я надеюсь осветить несколько сторон жизни тайского общества.
Спасибо за внимание.
Напоминаю, что авторство фотографий, подписанных Reginka принадлежит
reginka55