Несостоятельность теории арийского вторжения 3

Nov 07, 2014 22:58

Оригинал взят у valentincehov в Несостоятельность теории арийского вторжения 3
Продолжение, начало тут и http://valentincehov.livejournal.com/33883.html тут http://valentincehov.livejournal.com/377527.html

Раскопки рядом с Дваракой позволили сделать открытия еще более крупных поселений, чем Мохенджо-Даро, датируемых 1500 лет до н.э. Морская экспедиция доктора С.Р. Рао в 1984-88 гг. провела обширные исследования останков затонувших поселений вдоль всего побережья Гуджарата.В 2001 г.в Камбейском заливе экспедиция М. Равиндрана провела акустическое сканирование дна залива. Изображения,полученные в результате исследования,показали наличие на глубине около 10 метров целого ряда геометрически правильных рельефов, общий план которых напоминал план строений вокруг акрополя, характерный для наземных археологических объектов хараппского периода.Находка затопленных океаном поселений открывает новую перспективу в интерпретации упадка хараппской цивилизации. Это открытие, по мнению ученых, может также являться доказательством гипотезы о наводнении как одной из причин постепенного упадка культуры долины Инда.

Город Дварака ассоциируется в пуранах с Кришной и с концом ведийской эпохи. «Сабха-парва» повествует о том, что Дварака была островом-фортом, в котором Кришне удалось спасти жителей Матхуры от нападения царя Джарасандхи. В «Маушала-парве» говорится о том, что в начале космической эпохи Кали (3102 г.до н.э.) город погрузится под воду.

Развалины некоторых городов, затопленные у побережья Гуджарата, также датируются 3000 г.до н.э. Если вторжение ариев относили к 1500-м г.до н.э., а создание «Махабхараты»к 1500 г. до н.э., то датировка руин Двараки заставила усомниться в такой периодизации. Нахождение погруженного в воду города Кришны Дварака заставляет пересмотреть взгляды на историчность пуран и «Махабхараты».

Исследователи Г.Ф.Дейлз, В.Алчин считают, что хараппская цивилизация погибла не в результате арийского вторжения, а по причине повторяющихся потопов. Находка города Дварака в океане рядом с побережьем Гуджарата и схожесть этого города с другими городами Хараппы, позволили считать ее цивилизацией в ведийской традиции. Последние факты не оставляют сомнения, что арийского вторжения никогда не было. Однако для сторонников ТАВ данные археологии заранее недостаточны, чтобы делать широкомасштабные выводы. Они коррелируют с лингвистикой, но мало данных лингвистики, чтобы утверждать миграцию ариев. Схожесть некоторых корней с санскритом-вероятно заимствовано (кстати тюркских корней в славянских языках больше чем санскритских, зато последних очень много в других языках-разных групп). Ближе-всего к санскриту пракрит, пали и хинди.

Геологические исследования показали, что в Пенджабе и у подножия Гималаев произошли тектонические изменения, в результате которых некоторые области поднялись на 60 метров за последние 2000 лет, а береговая линия полуострова Индостан значительно опустилась и ушла под воду (это также позволяет говорить об изменении характера течения рек).Также установлено, что о.Цейлон 3000 г.до н.э. не был островом, а составлял часть полуострова, также не существовало заливов Камбей и Кач. Был найден и глубокий скалистый каньон, как бы продолжающий течение Инда по дну океана. Всё указывает на затопление прибрежных районов и пересыхание в глуби материка. Нижняя часть Индийской тектонической плиты опустилась и провалилась в океан, верхняя поднялась и стала современными Гималаями, которые в течение долгого времени наползали на субконтинент. Западная и южная части Гималаев являются чрезвычайно молодой породой. Это объясняет уникальное явление, когда реки текут в сторону более высоких гор и рассекают их. В отличие от все остальных горных хребтов, Гималаи не служат водоразделом между речными системами. Русла главных рек, которые их рассекают являются более древними, чем эти горы. Реки текли к Индийскому океану с Тибетского нагорья ещё до начала поднятия Гималаев и в процессевздымания горных масс успевали их размывать. Поднятие Гималаев началось несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. Т.о.данные ведийской литературы не могут считаться простым вымыслом ибо совпадают в хронологии событий с современными исследованиями геологии, тектоники,астрономии, археологии.

Таким образом, современное исследование причин гибели цивилизации в долине Инда показало, что это явление носило комплексный характер. Не существует оснований винить в этом гипотетические орды завоевателей. Скорее можно говорить о развале всей государственной системы,что привело в дальнейшем к миграции местного населения.
Результатом пересмотра ТАВ стало формирование новых хронологий, общим для которых является то, что индоарийская история на территории бассейнов Инда и Сарасвати отодвигается в нижнем пределе до 7-8 тыс.лет до н.э.
Подобного рода хронологии предложили археологи Дж.Г.Шаффер, С.П.Гупта. Хронология, предложенная М.Мюллером, была основана на вере в библейскую датировку сотворения мира, а именно 23 октября 4004 г.до н.э. Такая хронология противоречит научным данным и здравому смыслу, принимающим большую древность земли. Пураны также поддерживают более древнюю историю земли в целом и ведийской культуры, в частности.Там приводятся списки из сотни царей еще до рождения Кришны в 3227 г.до н.э. Греческие хроники говорят о существовании списков индийских раджей, которые уходят корнями до 7000 лет до н.э. При учете всего этого сейчас принята новая хронология:
-7000-4000 лет до н.э.- ведийская эпоха;
-4500 лет до н.э.- победа царя Мандхатри над Дрохйусом,о которой говорится в пуранах;
-4000 лет до н.э.- формирование корпуса«Ригведы»,кроме книг 1 и 10;
-3700 лет до н.э.- битва десяти царей, упоминаемая в РВ(7.18);начало пуранических списков царей;приход Агастьи с посланием Вед в страну дравидийцев;
-3750 лет до н.э.- окончание ведийской эпохи;
-3600-3100 лет до н.э.- «Яджурведа»,«Самаведа»,«Атхарваведа»,завершение формирования корпуса Вед,время Кришны и Вьясы; война Махабхараты;
-3000 лет до н.э.- окончание эпического периода,связанного с«Рамаяной»и«Махабхаратой»;«Шатапатха-брахмана»,«Шулва-сутры»,«Ягьявалкья-сутра»;Панини и«Аштадхьяйи»;Яска и«Нирукта»;
-3000-2000 лет до н.э.- развитие цивилизаций Древнего Египта,Месопотамии и бассейнов Инда и Сарасвати;
-2200 лет до н.э.-начало широкомасштабной засухи;упадок Хараппы;
-1900 лет до н.э.-полное высыхание Сарасвати и гибель Хараппы;
-2200-1900 лет до н.э.- концентрическая миграция индского населения;
-1400-250 лет до н.э.- эволюция синкретического индуизма или пост-ведизма.

Самым слабым местом ТАВ является отсутствие исторических свидетельств миграции, т.к.она не подтверждается в какой-либо хронике. ТАВ вообще впервые появляется лишь в XIX в., причём в Европе, и активно поддерживается политическими кругами, видящими в ней, основание европоцентристских притязаний.

Даже прежняя-ныне отброшенная хронология доисторического периода Индии всё-равно заставляет усомниться в достоверности концепции вторжения ариев. Сторонники вторжения утверждали,что индо-хараппская цивилизация насчитывает 4000-5000 лет. Ее гибель они относили к 1900 г.до н.э., а вторжение ариев к 1500 г.до н.э. Однако до сих пор не предложено вразумительного объяснения 400-летнему пробелу между гибелью индо-хараппской культуры и появлением ариев, если считать последних ответственными за разрушение индской цивилизации.

От ТАВ окончательно отказались в Азии, её стали активно пересматривать в Европе и лишь не многие историки остались верны ей. Лингвисты традиционно поддерживают её в большей степени, археологи-наоборот её опровергают. В этом соперничестве традиционных лингвистов и археологов значительный перевес на стороне последних.
Таким образом, исторические факты не оставляют сомнения в том, что арийская культура не была принесена кочевниками, а является плодом долгого локального развития. Индо-хараппская цивилизация оставила археологические свидетельства на обширной территории, но не оставила никаких текстов после себя. Напротив, имеется большое количество литературы ведийской культуры, но у нас нет ни одного археологического свидетельства существования ранних последователей Вед ни на территории Индии, ни за ее пределами. Итак, есть древнейшая история и археология «дравидийцев», не оставивших никакой литературы, и обширная литература ведийских ариев, которые не оставили следов в истории. Каким образом можно примирить эти противоречия? Это можно сделать, только приняв следующее:арии и были обитателями поселений вдоль Инда, Рави, Сарасвати,считают современные исследователи. Вторжения кочевых племен,которое бы разрушило эту цивилизацию, не было, а было передвижение народов в новое место обитания с последующим развитием синкретической культуры благодаря взаимообмену идеями.

Если ТАВ покоится исключительно на лингвистических доказательствах, то сейчас мы имеем более прочный фундамент из данных археологии, тектоники, геологии, астрономии, истории, математики, аэрофотосъемки. Сама ТАВ уже не является объектом индологического интереса. Она занимательна только для истории науки и исторической психологии,поскольку в ней хорошо отразились предубеждения европейцев о развитой  (и живой) цивилизации на Востоке. Пересмотр ТАВ помог бы снять многие вопросы и решить различные проблемы:

- теория арийского вторжения предстает мифологемой конца XIX в.;
- предположение об арийско-дравидийском конфликте несостоятельно;
- главные гимны«Ригведы»были окончательно сформированы к 3700 г.до н.э.;
- индо-хараппское письмо связано с санскритом;
- индская цивилизация может быть названа как минимум квази-ведийской;
- движение ариев осуществлялось с востока на запад,что послужило позднее причиной формирования единого культурного
пространства с европейскими цивилизациями;
- цивилизации в долине Инда и Сарасвати погибла из-за высыхания этих рек,в результате чего произошла массовая миграция обитателей в более безопасные регионы;
- индская цивилизация не испытывала на себе вторжения диких кочевых племен,которое бы привело к ее уничтожению;
- пуранические персонажи,включая династии правителей,мудрецов,глобальная гражданская война,описанная в«Махабхарате»выглядят более реалистичными в свете новой хронологии;
- ведийский характер индо-хараппской культуры позволяет считать ее более древней,нежели древнегреческая культура или другие культуры Ближнего Востока.Ведийские точные науки(математика,геометрия,астрономия)носили самобытный характер и не были заимствованы из Древней Греции;
- по-новому предстает ее вклад не только в европейский мир,но и семитский:через иранскую подгруппу(маздаизм-зороастризм- митраизм)ведийская культура косвенно генерировала картину мира в иудаизме и других авраамических религиях(этико-ритуальный дуализм,грехопадение,рай,бессмертие и субстанциональность души,линеарность,эсхатология,мессианство);
- утверждение о древнем самобытном проживании ариев в бассейне Инда позволяет ответить на вопрос о происхождении индоиранских корней в европейских языках;
- свидетельства древности городской ведийской культуры вписываются в общий план пересмотра истории древнего мира,который происходит под влиянием новых открытий.Так развитые города,датируемые 9000-летней давностью и ранее были найдены в прибрежной полосе города Махабалипурам, в заливе Хамбхат(Индия),также на дне океана у берегов японского острова Йонагуни и у берегов Кубы. В Сирии были найдены недавно развалины города Хамукар, как минимум 6-тысячелетней давности, древнее шумерской цивилизации. Среди руин сохранились некоторые артефакты, свидетельствующие о высоком уровне развития городской культуры в то время:сложные оборонительные и укрепительные устройства,огромные печи для приготовления пищи на большое количество людей, штампы для проставления печатей на глине, дренажные устройства.
Жители выращивали пшеницу, овес, ячмень. Подобные данные заставляют пересмотреть принятые хронологию и условия развития цивилизации. Письменность больше не считается обязательным условием ее возникновения, а это означает, применительно к Хараппской культуре, возможность ведийской субстратности без письменных носителей. Символическое письмо, как и в Хамукаре, используется для практических нужд, нежели для фиксации сакральных текстов. Наше понимание истории, ограниченное 3-4 тысячами лет назад больше не может удовлетворить факты, изложенные в Ведах.

Легкомысленно считать, что огромные повествования Вед являются продуктом вымысла. Ведийская история такая же реальность, как и нынешняя история, однако мы находимся на ином уровне сознания, чтобы адекватно воспринимать ее описания.

Далее, возникает вопрос, какая концепция более избыточна-автохтонная или ТАМ. Миграция ариев с запада на восток с самого начала носит умозрительный характер и построена целиком на сравнении лексики индоиранских и европейских народов,т.е. с первого момента было увеличено объяснение.ТАМ проще в том смысле, что она уже есть, не нужно еще что-то предлагать, однако и более простое объяснение плоскостной Земли и вращения вокруг неё Солнца уже было, но это не остановило исследователей перед созданием комплексной модели. Справедливо утверждал М.Борн:«Наилучший способ сделать мышление экономичным, это совсем его прекратить…

В конце 1980-х удар по причинам крушения цивилизаций был сделан с совсем неожиданной стороны.Дж.Тейнтер проанализировал длинный список крушений (истощение ресурсов, катастрофы, вторжение варваров, классовые конфликты, декаданс и др.) и пришел к выводу,что это все слабые и недостаточные доводы для обоснования крушения комплексных обществ. Со своей стороны он увидел, что во всех случаях, касающихся больших цивилизаций имела место реструктуризация населения, удачная адаптация к новым условиям жизни, перераспределение ресурсов.

Из всех развернувшихся дебатов можно с уверенностью сделать один вывод:ариями не рождаются. Еще Макс Мюллер, впервые введший в обиход европейского человека индуистский термин«арья» в ложном качестве самоназвания т.н."протоиндоевропейцев", писал в 1853 г.«Еще раз я заявляю,что слово«арья»не указывает ни на кровь, ни на волосы, ни на череп; я имею в виду только тех, кто говорит на арийском языке...для меня этнолог,который говорит об арийской расе, арийской крови и волосах - великий грешник, так же как и лингвист, говорящий о долихоцефальном словаре или брахицефалической грамматике».

Однако т.н."арийского"языка - нет и никогда не было. Этимология "арийская" к названиям языковой группы притянута "за уши". В ведийской литературе слово «арья» никогда не отождествляется с этническими принципами. Оно указывает на благочестивого, добропорядочного и благородного человека. Оно подобно санскритскому титулу «шри» или английскому«сэр». В«Рамаяане» Валмики Рама называется благородным, арья, за то, что он относится равно ко всем и потому дорог каждому. В«Бхагават Гите»Кришна именует Арджуну «не арья» когда тот забывает о духовных ценностях жизни.

В.С.Апте в англо-санскритском словаре связывает слово «арья» с корнем «р-», от которого происходит также слово«рита», близкое по значению к слову «дхарма». Поэтому «арья» может также означать «лучший, превосходный, просветленный» как прилагательное, а как существительное - «господин, повелитель, учитель, друг, просветленный». Все эти значения указывают на философские смыслы, мировоззрение,основанное на законе писаний.Поэтому можно полагать,что название арья указывает на человека, разделяющего ценности Вед, аналогично тому, как«европеец» понятие не этническое, а аксиологическое. Эти понятия указывают на качество жизни.

Если говорить о расах, то из трех главных (европеоидной, монголоидной и экваториальной) мы скорее отнесем их к европеоидам. Вместе с тем сами они отождествляли себя не по этническому принципу.

Примечания:
1. На Южном Урале была раскопана «Страна городов», принадлежащая иранским народам. Наиболее сохранившийся из них город-Аркаим, для которого было типичным детальное планирование. Здания имели, как правило, «стандартные»размеры и подчинялись определенному архитектурному стилю. Многие детали присущи всем зданиям -например, деревянный каркас, желоба для стока дождевой воды и проч. Интересно, что в качестве строительного материала древние горожане широко использовали естественный«бетон»из глины, песка и травяных компонентов, прессовавшихся особым образом. Простоять такой дом может несколько тысячелетий.Аркаимцы были также и умелыми металлургами. Они владели секретом высококачественного литья бронзы и меди, в чем специалисты убедились, проведя экспериментальную плавку в одной из реконструированных печей. Металл шел на изготовление орудий труда, оружия, традиционных колесниц. Однако курганная культура Аркаима (и Причерноморья) если и имеет отношение к индоиранцам, то не как их прародина. Погребение тела не свидетельствует о ведийской ориентации культуры, а опровергает её.

2. Нижние уровни Мохенджо-Даро сейчас находятся ниже уровня Инда, русло которого поднималось в течение нескольких столетий. Поэтому появление воды воспрепятствовало проникновению в самые древние слои истории города.  

индия, история, Махабхарата, Веды

Previous post Next post
Up