Сказочная жизнь. А какая она?
«Ох, уж эти сказочки! Ох, уж эти сказочники!» - говорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег». Наверное, нет на Земле человека, который не читал или не слушал сказки. Над одними мы горько плакали, над другими громко смеялись, слушая третьи, от страха прятались с головой под одеяло. А потом всю ночь боялись вытащить из-под него даже руку, несмотря на то, что было очень жарко. Разные сказки вызывали разные эмоции. Но, несмотря на это, до сих пор, уже давным-давно став взрослыми, при слове «сказка» мы ждём чудес. И когда мы хотим другому человеку пожелать чего-то очень хорошего, то говорим: «Пусть будет у тебя, сказочная жизнь». Или, глядя, как у кого-то удачно всё в жизни сложилось, мы скажем: «Живёт, как в сказке». А про себя добавим: «И я так хочу».
И вот тут-то и возникают первые сомнения и вопросы.
Вопрос 1.
Когда мы желаем кому-то сказочной жизни, то какую сказку берём за образец?
Вопрос 2.
Когда мы хотим сами жить по-сказочному, мы согласны на сказку в полном объёме или только на счастливый конец?
Совет.
Надо бы сначала освежить в памяти сюжеты хотя бы некоторых сказок, а потом уж с пожеланиями и желаниями разобраться. Что же, давайте попробуем.
Сказочная жизнь. Когда быль за сказкой не угонится
Все мы знаем, что сказка - самое мудрое и самое древнее произведение устного народного творчества. Сказки несут в себе колоссальный объём информации, передаваемый из поколения в поколение. Они прививают детям уважение к старшим, доброту, завещают быть смелыми и достойными, учат нас буквально с пелёнок. Будь ты взрослый или ребёнок, у тебя всегда есть любимые сказки и любимые сказочные персонажи. И мы точно знаем, что сказки никогда не научат плохому.
Но вот перед вами цитата из сказки:
"…взяли они её, раздели догола, положили на колодку и зарезали, а потом начали снимать перстеньки с рук. Один перстенёк не сходит. Тогда он взял секиру, и как рубнул, так палец с перстеньком полетел...»
Ничего себе сюжетец! Это инструкция для начинающих садистов, что ли? Это вот о такой сказочной жизни-то вы мечтали? Вот это жизнь, сказочная жизнь! Хороша перспективка, ничего не скажешь. А главное, я прямо чувствую, что эти слова точно не научат ничему плохому. И ничего страшного не произойдёт, если эту сказочку ваш малыш послушает на сон грядущий. Сказки же завещают быть смелыми. Вот пусть и смелеет. Под одеялом с головой. Ничего, все слушали и все живы.
А вот «кулинарный шедевр» народов севера. Там мальчик и девушка попадают в дом разбойников:
«…Топится печка и чугун кипит. Мальчика пихнули в чугун и сварили к ужину. Закричал мальчик по-худому, и недолго кричал, умертвился. Вынесли мальчика на тарелке, сели кушать: накушалися и успокоились спать"
Во-о-от… Вам всё ещё хочется сказочной жизни? Мне, например, моя жизнь сейчас ОЧЕНЬ понравилась. И моя болезнь - острая недостаточность сказочных событий в повседневной жизни - сразу же излечилась!!! Читая такие слова, возникает мысль, что сказки - это страшные истории, которые должны постепенно подготовить детей к чтению газет, а не воспитать в них «доброе, чистое, светлое». И уже хочется сказать: «Боже, сделай, чтоб я жил,сказочной жизнью, но только не в этой!!!»
Хотя, нам были завещаны предками не только сказки, но и поговорки. Вот одна из них:
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка - людям указка.
Вероятно, её надо использовать, как эпиграф к сказкам с такими сюжетами. И специально для любящих родителей выделить красным цветом и крупным шрифтом, как знак опасности.
Конечно, кто-то, прочитав эти цитаты из сказок, скажет, что ничего такого страшного в них нет. Ведь понятно же, что такая сказка - это грамотно записанная больная фантазия отдельно взятого сказочника (хотя по мне, так это выдержки из криминальной хроники прошлых лет).
Но всё же давайте попробуем посмотреть на сказочную жизнь глазами ребёнка. Ведь сказки написаны, в основном, для него.
Сказочная жизнь... У страха глаза велики
Для того чтобы увидеть мир глазами другого человека, нужно этого человека понять. И тут возникает логичный вопрос: на нашей планете уже семь миллиардов человек, и каждый человек уникален, что же, надо изучить особенности каждого индивида? Ведь даже если запастись терпением и начать такую кропотливую работу, то жизни не хватит!
Действительно, все мы разные, но всё же существует отличная шпаргалка под названием системно-векторная психология, которая помогает заглянуть в мир другого человека. В системно-векторной психологии Юрий Бурлан разработал концепцию восьмимерной природы бессознательного. Существует всего 8 векторов (или по-другому можно назвать психотипов). Каждый вектор наделён своими особенностями. У человека может быть 1 вектор, а могут быть и все 8. В зависимости от этого мы видим разные характеры людей.
И единственное, что нас всех объединяет - это принцип удовольствия, сопровождающий нас на протяжении всей жизни. То есть каждый из нас хочет сказочной жизни, получать от жизни только наслаждение, и мы совсем не стремимся страдать. Это закон. Правда, в зависимости от векторального набора и наслаждения у нас будут разными. Как говорится, кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик.
А теперь давайте представим, что ребёнок, которому читают сказку, наделён от природы зрительным вектором. Кто же такой зрительник? Во-первых, это человек, обладающий образным интеллектом. То есть когда зрительный человек воспринимает какую-то информацию, то в его воображении легко возникают образы, картинки, причём очень красочные, как в настоящей сказочной жизни. Во-вторых, зрительники очень впечатлительны. В течение дня мы получаем очень много различной информации, и основная часть воспринимается именно глазами. И то, что не заметит человек без зрительного вектора, никогда не пройдёт мимо зрительника. И в-третьих, зрительные люди обладают самой большой эмоциональной амплитудой по сравнению с другими векторами. Поэтому сны у таких людей похожи на полнометражные фильмы со всевозможными спецэффектами.
Это конечно очень лаконичный набросок
обладателя зрительного вектора. Но я думаю, что даже этого хватит, чтобы понять, какой потрясающий эффект со знаком минус даст чтение сказок, цитаты из которых приведены выше. Ребёнок испытывает страх и ужас, так как эмоционально проживает данные ситуации.
Страх и ужас… прямо, как в сказочной жизни
Согласно определению в словаре, «terror» означает очень сильный страх, который каким-то образом остается у человека и может быть связан с воображаемой или будущей опасностью. Состояние ужаса (horror) подразумевает наличие шока и смертельного страха. В вызывающей его опасности содержится некое зло, которое может угрожать другим людям, а не самому человеку. Ужас может отчасти содержать страх (латинский корень слова означает «очень сильный страх»), но только отчасти, - состояние страха не является преобладающим в состоянии ужаса. Преобладающим в этом состоянии становится отвращение в сочетании со своей противоположностью - притягательностью. Например, фильмы ужасов, создаются именно с учетом данного двойного аспекта понятия «ужас».
И если зрительный ребёнок будет регулярно испытывать отрицательные эмоции, то
его психические особенности никогда не разовьются. И в итоге мы получим истероидную личность, от которой житья не будет. Да-да, уважаемые родители, именно вы увидите максимальное количество спектаклей под названием «Истерика». И не спешите обвинять в этом гены родственников своей второй половины. Подумайте, какую роль сыграли в этом вы…
Сказочная жизнь, или криминальные сюжеты?
Думаю, что сейчас кто-то возмущённо скажет, что сказки с таким сюжетом, как представлены здесь, редко где встретишь. Хорошо, не буду спорить. Давайте пройдёмся по содержанию знаменитейшей сказки «Колобок». Между прочим, возрастные рекомендации - от 1 года.
Итак, все мы прекрасно помним, что наш непослушный и доверчивый Колобок сбежал от бабушки и дедушки, долго гулял по лесу, пока не встретил Лису, которая его и съела. Ну, съела и съела. Ведь во взрослом восприятии Колобок - это хлеб. А хлеб мы едим. Ничего страшного. Какую же мораль мы вынесем из этой сказки? Правильно, не подходи к чужим людям и не разговаривай с ними, дорогой мой сынок (дочка).
А теперь давайте попробуем увидеть образы, которые возникли в голове у зрительного малыша. Для него жизнь сказочная, и сказка, как жизнь.
Все герои сказок для него живые. Он их воспринимает, как людей. А ещё зрительные художники-иллюстраторы очень красиво оформили книжку и помогли ребёнку увидеть Колобка с весёлыми глазками и милой улыбкой (вообще не похожего на буханку хлеба, а похожего на человека), Зайчика в рубашечке в горошек, Лисичку в расписном сарафанчике. И вдруг Колобка-человека съедает Лиса-человек! Это можно сравнить только с эффектом разорвавшегося снаряда. Причём, разорвался он в голове. Что произошло? Убийство. А чтобы уж совсем добить психику ребёнка, добавим сюда и каннибализм (человек съел человека). Неожиданно, правда? Сразу вспомнилась известная фраза - сказка ложь, да в ней намёк… Интересно, а такой намёк все видят?
А есть ещё одна всеми нами любимая поучительная сказка «Волк и семеро козлят». Возрастные рекомендации - от 2 лет. Мне кажется, после предыдущего разбора становится ясно, что эта сказка ещё страшнее. Здесь сначала происходит массовое убийство, людоедство, потом ещё одно убийство, от которого все приходят в экстаз (- Волк мертвый! Волк уже мертвый! - и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца).
После прочтения последней фразы вспоминается только один анекдот: «В конце сказки добро поставит зло на колени и зверски убьёт».
Сказочная жизнь.. Что мы передаем детям?
И если задаться целью и проанализировать все услышанные и прочитанные в детстве сказки, то можно содрогнуться от количества искалеченных, убитых, растерзанных, замученных до смерти и съеденных людей. Самое забавное, что когда мы покупаем ребёнку книжку со сказками, нами движут исключительно благие намерения. А получается, что нашими намерениями мы выстилаем дорогу, сами знаете куда, но точно не в сказочную жизнь. Что же, теперь детям не читать сказки? А как же быть с традициями, которые мы в сказках передаём? А куда же девать уважение к старшим, завещание быть смелыми и мудрыми и прочее, и прочее?
Конечно, от сказок отказываться никак нельзя. Не будем же мы нашим детишкам читать энциклопедию на сон грядущий. Но было бы неплохо, если бы перед прочтением сказки своему ребёнку родители сами ознакомились с её содержанием. И будет совсем хорошо, если бы не только прочитали, но ещё и проанализировали. Станьте цензором хотя бы на то время, пока ваш малыш не научился выносить свой страх наружу (то есть сопереживать другим). Всему своё время.
А пока надо искать такие произведения, которые воспитывают чувства. Пусть фантазия вашего ребёнка приведёт его в настоящую сказочную жизнь, в прекрасный мир, где нет злобы, зависти, смерти. Пусть в этом мире происходит доброе волшебство, а не злое колдовство. Вы можете возразить, что, не зная, что такое зло, не узнаешь, что такое добро. Согласна на все 100%. Весь мир построен на противоположностях. Но всё же можно найти золотую середину и разыскать такие книги, после прочтения которых маленький человечек не будет плакать от страха, а будет плакать только от сопереживания другим людям.
Учите своего ребёнка добрым делам, но не на тех примерах, когда добро замешано на крови. Сочувствие, сопереживание, сострадание - это те качества, которые можно воспитать в зрительном ребёнке, если читать ему правильные книги. И тогда мы вырастим не истероида, видящего только свои проблемы, которые он будет решать за чужой счёт, а получим человека, любящего весь мир и готового отдать свою жизнь за другого. Умеющего ценить чужую жизнь выше, чем свою. Сказочная жизнь, - она именно такая.
И было бы очень неплохо, если бы после прочтения сказки вы обсудили её с ребёнком, чтобы выяснить, всё ли правильно понял малыш. Не ленитесь задавать ему вопросы и отвечать на его, чтобы не случилась такая ситуация, как в этом анекдоте:
Отец читает сыну сказку на ночь:
- Увидел принц Золушку на балу и весь вечер не мог оторвать от нее глаз...
- Папа, а зачем принцу Золушкин глаз?
Сказочная жизнь - это когда вы понимаете своего ребенка
Я сделала акцент на детях со зрительным вектором. Но ведь не все люди обладают им, а только около 5% населения планеты. Значит ли это, что остальным детям можно читать страшилки без ужасных последствий?
Если человек не имеет в своём векторальном наборе зрительного вектора, это совсем не означает, что он бесчувственная машина. Просто эмоции его не будут такими сильными, образы такими яркими. Но ведь у каждого вектора свои особенности. И прежде чем проводить психологические эксперименты над своими детьми, разберитесь, что из себя представляет психика именно вашего ребёнка. Что пойдёт именно ему во вред, а что на пользу. Для этого прослушайте лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Там вы получите ответы на многие ваши вопросы.
Статья написана с использованием материалов
тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Елена Петрова
Читать также:
ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ ЖАЛОСТЬ? СПАСАЛА ЕГО И ПРОПАЛА САМА Мужчина обижает женщину. Наблюдения системно-векторного психолога Послушная девочка или как не остаться старой девой
Google