Истинное творчество - процесс бессознательный. Автор сам того не осознавая, создаёт гениальное творение, показывая глубинные, настоящие - не надуманные - смыслы.
«Что хотел сказать режиссер этим фильмом?» - вопрошают многие люди из тех, кто посмотрел фильм «Юрьев день» режиссёра Кирилла Серебрянникова. И лишь единицы понимают то, что несёт в себе это кино.
Люба (Ксения Раппопорт) - самая настоящая
кожно-зрительная женщина. Чувственная и чувствительная, тонкая натура. Признанная и талантливая оперная певица.
Отношения с сыном Андреем (Роман Шмаков) у Любы сложные. Она хотела бы дать сыну всё самое лучшее, но видит это «лучшее» через себя, через свои психические свойства и желания. К примеру, Люба хочет подарить сыну зрительные впечатления от посещения своей Родины, ведь скоро они должны уехать в Германию. Но юный звуковой эгоцентрик всем своим видом показывает, что это ему не нужно. Он чувствует, что зрительная мама не понимает его, навязывает свои ценности, и это осложняет их отношения. Режиссер фильма «Юрьев день» очень точно отражает суть происходящего.
Андрею 20 лет. Он пытается выйти из-под опеки и контроля матери, показать и доказать, что уже не ребёнок. Его поведение временами напоминает мятеж, сопротивление ради сопротивления.
Он приехал в Юрьево не по своей воле. И всем своим видом демонстрирует это.
- Растворись в воздухе Родины, скоро его не будет.
- Воздух везде одинаковый… Ну хорошо, попробую в нём раствориться.
Этот короткий разговор матери и сына оказался пророческим. Юноша исчез. Как будто растворился в том самом воздухе Родины.
Какое-то мгновение напрочь отсекается предполагаемое благополучное будущее. Поиски ни к чему не приводят. Не работают ни деньги, ни связи в этом забытом уголке России - Андрея нигде нет. И, что хуже всего, кажется, никого кроме несчастной матери это не волнует…
Новая жизнь новой Любы
Всё теперь неважно. Контракт, переезд в Германию, деньги, человеческие условия для жизни - наплевать. Даже на себя наплевать. Главное, найти Андрюшу. Дождаться сына. Найти единственное, что для неё важно в этой жизни…
В реке нашли труп. Это был парень в резиновых сапогах - таких же, какие шутки ради купил её сын. Она была готова к тому, что это Андрей. Была готова… Поверила, как и все эти люди… Потому что куда ЕЩЁ он мог подеваться?
Это был не он. Не он…
Люба жила теперь другой жизнью, в новой, странной и жутковатой реальности. Жизнь этих людей, ещё недавно совсем не волновавшая её, стала теперь и её жизнью. Изящные сапоги на шпильке заменили валенки, шляпу заменил пуховый платок, шубу - бесформенная телогрейка. Люба теряет голос, но и это её совершенно не волнует.
Старые оборванные обои, чай из «свежей» утренней заварки, самогон с примесью димедрола - таковы атрибуты новой жизни Любы. Она поселилась у Татьяны - одинокой простой женщины, кассирши из того самого музея, в котором исчез Андрей.
Но внешние перемены - это лишь следствие внутренних перемен, которые постепенно происходят с Любой. Она видит трагедию жизни Татьяны - то, как страдает она от рук своего брата-дебошира.
Проявляя заботу о простых людях, сострадая трудностям их жизни, их нелёгким судьбам, Люба забывает о себе - её зрительный вектор через сострадание постепенно выходит наружу.
Поиски сына в фильме Юрьев день.
Андрей Васильчиков №1
Нашелся, наконец!
Местный следователь Сергеев (Сергей Сосновский) потряс Любу новостью: в местном монастыре появился новый послушник, Андрей Васильев. Всё сходится! ЭТО ОН!
Наконец! Наконец всё это закончилось! Но как он мог так поступить с ней, бессердечный?! Слёзы радости и слёзы упрёка бегут по щекам Любы. Но…
Не может быть!.. Это - не он!.. И фамилия у него не Васильев, а Васильчиков...
Странное совпадение. Нет, это не совпадение - Люба услышала, что этот юноша приехал в храм в разных сапогах. Её Андрюша тоже приехал в Юрьево в разных ботинках - не выспался, перепутал.
Люба: «Узнай мне всё про этого Андрея».
Сергеев: «Послушника?»
Люба: «Ну да. Узнай, кто он, какая семья и… кем была его мать».
Сергеев: «А зачем тебе?»
Люба: «… Может быть, что его мать - это я…»
Андрей Васильчиков №2
Сергееву Люба глубоко небезразлична. Он искренне пытается ей помочь найти сына. Люба напоминает Сергееву Люсю, которую он знал когда-то…
Появилась еще одна - слабая - но всё же надежда. В тюрьме, в палате для туберкулёзников - в самом настоящем аду - обнаружен ещё один Андрей Дмитриевич Васильчиков, 23 лет от роду. Осуждён повторно, да ещё с отягощающими обстоятельствами.
«У Андрюши в детстве подозревали туберкулёз», - вспоминает Люба.
Конечно, это был опять не он - не её сын, не Андрюша. Опять странное стечение обстоятельств. Но что-то случилось в этот день...
Системные прозрения в фильме Юрьев день.
Перерождение
Случилось то, что изменило Любу окончательно. Она побывала в этом аду, в этой ужасной палате, где столкнулась с невыносимыми страданиями других людей. Людей, которые голодали, которые вынуждены были жить в грязи и мраке, никому не нужные, обречённые на унылую жизнь и неминуемую, тяжелую смерть. В этот момент её зрительный вектор окончательно вышел наружу, в любовь через сострадание.
Теперь зритель видит другую Любу - бесстрашную и сильную защитницу и покровительницу.
Она не будет бездействовать. Её цель - облегчить жизнь этим несчастным. И она все для этого сделает. Вступит в интимную связь с Сергеевым, лишь бы он помог ей - договорился о том, чтобы она могла носить заключённым туберкулёзникам еду.
Её не пугает то, кто эти люди, и что они могут с ней сделать. Она не пользуется маской, не прикрывается платком - не боится заразиться. Более того, она разделяет пищу с тем самым Андреем Васильковым, имя которого её и привело в это место. Люба полностью
потеряла страх - это естественно при полной реализации зрительного вектора.
Перемена в психическом Любы ярко наблюдается в фрагменте, когда она защищает Татьяну от дебошира Кольки. Без тени страха и сомнения она выливает ему в лицо чашку кипятка. «Еще раз придёшь - убью», - беспристрастно говорит она орущему от боли алкоголику.
И вот знаменитая оперная дива нанимается на работу в местную больницу уборщицей. Для неё не важна зарплата, размер которой настолько ничтожен, что никто до сих пор не захотел занимать эту «должность». Для Любы важно следовать зову своего психического, своего зрительного вектора: облегчать жизни, сострадать, помогать.
- Ведро и тряпку получите у старшей сестры. Рабочий день с 8 до 17-ти. Есть вопросы?
- Нет.
- Тогда можете идти. Вы… случайно по телевизору не выступали?
- Это была не я.
Да, в той другой жизни - это была не она. Это была другая Люба, которая жила, чувствовала, поступала по-другому. Это была не она...
Ни тени брезгливости нет на её лице, когда она подаёт больному утку и ждёт, пока он сделает своё дело. Ждёт, чтобы убрать.
Мамочка
Сцена в туалете, где Люба находит окровавленного заключённого Андрея Васильчикова, - это на самом деле развязка сложного сюжета. Без тени страха и брезгливости, бережно, всей душой сострадая, Люба раздевает и обмывает от крови молодого человека. Держит его истощенное тело на руках, замазывая раны зелёнкой - единственным, что ей удалось найти.
- Мамочка…
- Что? - Люба не верит своим ушам.
- Мама!.. Мамочка!.. - шепчет несчастный, прижимаясь к обнимающей его женщине.
В палате Люба говорит с зеками на их языке - грубо, смело и убедительно. Её поведение вызывает у них уважение. Еда - её рычаг власти и контроля над этими полудикими людьми, которым она собиралась служить и дальше... Теперь она Люся.
Обсуждение и критика фильма «Юрьев день». Закрытый показ
Фильм «Юрьев день» получил в свой адрес много критики в программе «Закрытый показ». Современному потребителю (то есть, обычному среднестатистическому человеку) трудно понять - почему Люба осталась в этой дыре? Ведь время шло и становилось понятно, что Андрей пропал без вести, что он больше не найдётся.
А то, что цветущая красавица, талантливейшая, успешная певица превратилась в «зачуханную» уборщицу, выносящую судно и вытирающую плевки заключённых, это вообще «уму непостижимо».
Многие сочли эту картину безумным бредом. Но в этой неспособности понять гениальный фильм виновато время, в которое мы живём - кожная фаза развития, где ценностями являются имущественное и социальное превосходство, от которых отказалась героиня.
На самом деле тот способ реализации, который выбрала по зову сердца Люба - сострадание и помощь несчастным - это лучшая возможность реализовать зрительный вектор. Гораздо лучшая возможность, чем та, которую давала ей сцена. Фильм «Юрьев день» - великолепная наглядная картина того, как раскрывается, выходит наружу и реализуется зрительный вектор.
Сложный сюжет фильма - пропажа мальчика и «случайные» встречи молодых людей с такими же именами, как у сына Любы - «закручен» автором не зря. Не бывает детей своих и чужих. Все дети - наши. Каждый человек - чей-то ребёнок. И он заслуживает внимания, сострадания, помощи и любви.
Статья написана с использованием материалов
тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Яна Польова
Похожие статьи:
Природа страха и кто его испытывает Как избавиться от застенчивости и почувствовать уверенность в себе. Жизнь на паузе Юрий Бурлан. Тайны Системно-Векторного психоанализа.
Google