Сказкотерапия для детей и взрослых, или Куда может привести сказка

May 21, 2017 14:24



Каждый из нас, нынешних взрослых, помнит какую-нибудь особенную сказку из детства. Эти волшебные истории яркой вспышкой отпечатываются в памяти на всю жизнь, иногда невольно создавая невидимую канву нашей жизни.

«Не всякая сказка - людям указка…»
Одна моя знакомая рассказывала о воспоминаниях из детства - о чтении сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Как, будучи маленькой девочкой, она рыдала от страха. Как не могла выйти на улицу и как взволнованная семья не понимала причин резкой перемены настроения с виду здорового малыша. А повествование, скажем сразу, не для слабонервных. И тем не менее она рекомендована к прочтению дошкольникам и младшим школьникам.



Сказ во благо, или Слово о сказкотерапии

Сравнительно недавно появившееся направление в психологии - сказкотерапия - использует потенциал сказки сполна. Разработанные на основе сказки методы утверждают, что выдуманная история может помочь в работе психолога и психоаналитика.

Она помогает привить любовь к окружающему миру, развить фантазию, воображение, пополнить словарный запас и раскрыть свою индивидуальность, ответить на жизненно важные вопросы.

Сказкотерапия - универсальна и может использоваться для разного возраста. Но особенно популярна сказкотерапия для детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Но надо знать, как сказкой пользоваться. Почему, казалось бы, универсальный метод исцеления стал для девочки таким стрессом? Тем поворотным пунктом, который на долгие годы поселил в ее душе страх и стал красной нитью событий ее жизни?

Системно о сказкотерапии для детей

Метод распознавания психики в целом дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это знание о внутреннем устройстве психики меняет подход к терапии и использованию метода сказкотерапии для детей.

Все люди разные. Кто-то шустрый и подвижный, другой - усидчивый и обстоятельный, третий имеет абсолютный слух, а четвертый наделен невероятным воображением. Именно такие маленькие фантазеры, эмоциональные и сопереживающие от природы, являются обладателями зрительного вектора . Зрительных детишек обычно приводят к психологу с жалобами на страхи, капризы и слезливость.



Именно для них сказкотерапия как метод коррекции подходит больше всего. Другим детям - сказкотерапия тоже будет интересна. Во-первых, правильная сказка способна сформировать нравственные ориентиры, во-вторых, разобрать на примере ситуацию из жизни.

Итак, если у юного пациента есть зрительный вектор, то появляется ряд ограничений. Обладая образным мышлением и имея высокую эмоциональную амплитуду, карапуз со зрительным вектором остро реагирует страхом на любые намеки каннибализма. «Колобок», «Красная шапочки», «Семеро козлят» - по таким сказкам впору снимать фильмы ужасов, а некоторые читают это малышам с хрупкой психикой.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».Как использовать метод сказкотерапии в домашних условиях

Малыш начинает думать и сравнивать в возрасте трех лет. То есть он мысленно моделирует реальность, в которой живет. И самое важное - он начинает приписывать предметам и животным черты человека , способность чувствовать - прежде всего речь идет о детях со зрительным вектором. Поэтому когда он слышит сказку о колобке, козленке, то испытывает ужас.

Поедание героев обнажает страхи зрительника и психика фиксируется на этих сильных переживаниях - так страхи становятся навязчивыми и мучительными.

Это тормозит или вообще останавливает развитие. Природное развитие зрительных малышей идет через сострадание и переживание, сочувствие другому. Поэтому чтение и всем известных историй, вызывающих чувство сострадания к героям, - отличная сказкотерапия для детей.

Так постепенно нарабатывается навык «выхода наружу» - из страха за себя к любви к ближнему. Ребенку необходимо рассказывать сказки каждый день - как способ понять и пережить ежедневные дела и события. Это, можно сказать, - бытовая мамина сказкотерапия для детей.

Сказ не должен пугать, поэтому лучше сочинить свой рассказ с любимым персонажем ребенка и вовлечь в процесс переживания истории.

image Click to view

Сказкотерапия - для подростков

Психика ребенка до пубертата (подростковый возраст) находится в поисках нового и развивается. Родители, учителя, воспитатели могут помочь развитию, в том числе используя сказкотерапию.

Сложный психологически подростковый возраст расширяет спектр методов сказкотерапии. Ребенок может сочинять свою историю сам и работать с ней под руководством родителей, учителей, психологов. Здесь главное - обратить внимание на то, с какими героями идентифицирует себя ребенок , это даст ориентиры, на каком этапе психологической сепарации от родителей находится ребенок. Как правило, мальчики ассоциируют себя с отважными сильными героями, которые побеждают дракона, а девочки - с принцессами, и это нормально.

Сказкотерапия иногда позволяет смоделировать и преодолеть ситуацию, с которой в жизни не получается справиться. Но здесь также нужно системно понимать, насколько эта сказка развивает конкретного ребенка.

Например, мальчики со зрительным вектором могут быть очень мягкие и выбирать романтичных героев, а уретральные девочки - боевых смелых героев. Когда мы различаем вектора у ребенка и состояние векторов, это позволяет дать ему возможность сравнивать себя со своим идеалом (какие они могут быть при максимальной реализации именно своих свойств), а не с общепринятым шаблоном (мальчики должны быть смелые, девочки милые и т.д.). Тогда сказкотерапия будет эффективной и легко приниматься пациентом.

Качество исцеления сказкотерапией зависит от взгляда психолога, правильно расставляющего акценты в развитии ребенка со зрительным вектором. Страхи и фобии - верный признак травмы вектора. Это тревожный звонок. Важно, чтобы сказкотерапия была направлена не на борьбу со страхами, как ошибочно делают многие психологи, а на развитие чувственности! Борьбой со страшным героем в сказке страхи не победишь, они только сильнее раздуются. А игра пациента в смельчака ни о чем не говорит. Ведь одно дело ощутить себя смелым в кабинете психолога, а другое - в критической ситуации.


Сказкотерапия для детей, или Счастливое детство

Мама - главный человек в жизни ребенка, который создает чувство защищенности и безопасности. Ребенок - безусловный приоритет в жизни целой семьи, поэтому силы, знания, которые вложены в него с раннего детства, составляют его психологический фундамент. Самая лучшая сказкотерапия для детей - сказка, рассказанная мамой, осознающей себя, живущей в гармонии с собой и окружением. Бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана - это возможность понять и реализовать сказку своей жизни. Регистрация здесь.

Автор Светлана Малютина, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читайте также:

Где наша обида на мать не пропадала, или Как я познакомился с майором СВП
Ключик к душе
О звуковиках




Google

зрительный вектор, детские страхи, развитие ребенка

Previous post Next post
Up