Многим из нас с детства знаком страх темноты. Но чего мы боимся? Почему в своем доме, который называем крепостью, поддаемся страхам? И что делать с ребенком, который наотрез отказывается спать в темноте? Попробуем разобраться...
Темнота - враг детей
- Мамочка, пожалуйста, оставь свет! - услышала она в очередной раз умоляющий вопль своего 5-летнего сына после того, как поцеловала его на ночь и направилась к выходу из комнаты.
- Мы уже это обсуждали, свет должен быть выключен, - сухо ответила она, изобразив безразличие на лице. На самом деле, эта ежедневная сцена ей порядком надоела!
- Тогда пусть дверь будет приоткрыта, - не унимался мальчик.
- Хорошо, на 5 сантиметров, не больше.
- Ну, пожалуйста, ещё чуть-чуть...
Так оба искали компромисс. Сын надеялся увеличить дверной проем, чтобы через него просачивался свет из коридора или зала. А мама каждый раз хотела уменьшить эту щель, чтобы в итоге свести её на нет.
Но она не понимала, почему вдруг её сын начал бояться темноты. Ведь ещё полгода назад страхов не было. Что случилось? "Возможно, это просто каприз", думала она.
Мать считала, что этими капризами старший сын хочет получить от неё больше внимания. Возможно, он ревновал её к брату...
Попытка разоблачения
На следующий день она твёрдо решила покончить с вечерними сценами - избавить сына от страха, объясняя и показывая, что того, кого он боится, не существует.
После традиционного поцелуя на ночь, мама молча выключила свет, вышла и закрыла дверь.
Через несколько секунд раздался крик ребенка. Она вошла в комнату, не включая свет, обняла сына и спросила, чего он боится. Он показал пальцем в тёмный угол. Действительно, там виднелись какие-то очертания непонятной фигуры. Сын сказал, что это страшное чудище, если он закроет глаза, оно нападет на него. Мама включила свет - в углу стояла большая игрушечная машина. Мама еще раз выключила свет, потом снова включила. Сын смущенно, но с явным облегчением улыбнулся. Он понял, что боялся всего лишь свою игрушку, а чудовища и не было.
Мама решила, что проблема решена и, довольная собой, пошла спать.
На следующее утро сын прибежал к маме в кровать и прижался к ней.
- Мама, там матрос, он на меня смотрит. Он всегда на меня смотрит!.. - наконец, промолвил он.
Она пошла к сыну в комнату.
- Он все ещё здесь? - спросила она. Мальчик утвердительно кивнул и указал на светильник.
Мама легла на кровать сына, чтобы понять, какой предмет он принимает за очередного монстра. Она пригляделась и увидела в зеркальной круглой части отражение деталей детской мебели - голубые полоски, которые сын принял за тельняшку. И на этот раз мама успокоила сына.
Но мальчик находил все новых и новых чудовищ, а мама каждый раз их разоблачала.
Корень проблемы. Предупрежден - значит вооружен
На самом деле "разоблачение монстров" не избавит ребенка от страхов. Надо смотреть глубже - на причины их возникновения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана поможет нам в этом.
Как объясняет Системно-векторная психология, страхам подвержены люди с так называемым
зрительным вектором. От природы зрительники - абсолютные экстраверты. Благодаря особой чувствительности зрительных рецепторов, у них наивысшая способность к обучению, т. к. именно через глаза мы получаем 99% всей информации. Помимо острого зрения, зрительники обладают самой большой эмоциональной амплитудой, с диапазоном переживаний от фобий и панических атак до абсолютного бесстрашия.
Самый большой страх - это
страх смерти. А начинается он в детстве со страха темноты. В темноте зрительный анализатор не работает, а значит, человек не может разглядеть таящуюся опасность. Полутени образуют пугающие рисунки, а под кроватью мерещится черная рука. Этот животный страх иррационален и не поддается управлению.
Страх - первобытное состояние, это состояние «в себя», страх за свою жизнь. При развитии состояние страха переходит изнутри наружу - страх за других, и становится любовью к окружающим. Таким образом, из архетипичного состояния, направленного «в себя», страх сублимируется в способность сопереживать другим. Сострадая другому, зрительник способен снять его стресс амплитудой своей огромной эмоциональности. Во взаимоотношениях в паре только развитый зрительник способен испытать самое сильное подлинное чувство любви.
Зрительный человек не может не наполнять врожденную эмоциональную амплитуду - вопрос в том, как он будет это делать. Если вектор не развит в детстве, или не реализуется после пубертата, взрослый зрительник не может перейти из состояния «страх» в состояние «любовь». Тогда он начинает сам себя пугать - смотреть и читать все, что вызывает у него эмоциональную раскачку - фильмы ужасов, жуткие истории про смерть и т. д.
Неразвитый зрительник склонен к истерикам, всевозможным фобиям, паническим атакам, эмоциональным шантажам, часто - до попытки самоубийства… Вместо тонкого ощущения эмоций будет зациклен на внешней атрибутике, будет сам броско и демонстративно одеваться для привлечения внимания к себе, вплоть до эксгибиционизма. Неразвитый зрительник не способен на большую любовь, вместо этого у него масса мимолетных влюбленностей. А вместо сострадания к другим, истерично будет требовать внимания к себе.
Развитие зрительного ребенка зависит от воспитания. Будет он пугливым, истеричным или способным на сострадание и настоящую любовь - зависит от родителей. Самое важное - научить зрительника выражать свои эмоции наружу.
Если с мамой все хорошо, но ребенок чего-то боится, нужно смотреть на его окружение, на изменения, которые могли повлечь за собой появление страхов.
Сила книги
Для того, чтобы ребенок перестал (или не начал) бояться, нужно очень избирательно подойти к
выбору книг. Сказки, рассказы, повести или романы должны вызывать чувство сострадания у ребёнка. Такие сказки, как "Колобок", "Семеро козлят" и другие, пугают детей. Главных героев съедают, а значит, могут съесть и их... Страшно!..
А такие произведения, как например, "Девочка со спичками" и "Русалочка" Г.Х. Андерсена, учат детей сопереживать, сочувствовать. Так страх выносится наружу - "не за себя боюсь, а сострадаю другим".
Зрительным деткам нельзя запрещать эмоциональные проявления - плакать и бурно реагировать на разные эпизоды жизни - и сдерживать их в этом.
Таким образом, мы развиваем детей эмоционально и параллельно с чувственностью развивается интеллект. Если их не научить правильно использовать свои свойства, они так и останутся в страхах и истериках. У развитых и реализованных людей жизнь качественно лучше - профессиональные успехи, благополучие в семье, достаток.
Хотите сделать все правильно? Приходите на бесплатные онлайн занятия по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Уникальный опыт воспитания детей на наших лекциях уже получили тысячи матерей. Вот их отзывы:
Взрывы петард, когда ребенок находился в дали от мамы; разорвавшаяся с шумом и треском лампочка, когда ребенок мирно сидел на горшке; внезапно загудевшая на весь дом дрель во время дневного сна малышки; Новогоднее шоу фейерверков с грохотом по среди ночи; резкое падение чего-то большого у соседей прямо над детской комнатой; Разнорабочие в запачканных одеждах полумрака первого этажа, мимо которых хочешь- не хочешь, а нужно проходить. Визжание инструмента монтажников дверей в течении двух дней подряд. Эта череда событий навалилась на ребенка в промежутке одного месяца. Чувство страха вылезло наружу и оголилось во всей его красе.
На этом фоне знания Системно-векторной психологии Юрия были как нельзя кстати.
Я четко понимала, что корень всех этих явлений зрительного страха - страх смерти. Психика девочки еще не успела окрепнуть и наружу выплеснулись древнейшие инстинкты наших предков - бояться и пугаться ради самосохранения себя и стаи.
Тренинг не прошел даром! Полученные знания работают на все 100%.
…В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее, нашим общим результатам.
Наталья К., менеджер-экономист Каждый вечер, укладывая ребенка спать, я была вынуждена объяснять ему, что инопланетяне если и существуют, то не хотят нам зла, что в темном углу никого нет, что после смерти мы все обязательно попадем в один и тот же рай и будем жить вечно и счастливо, и что я никогда его не оставлю и не умру раньше, чем мне исполнится 120 лет, и что соседская собака лает только на воров, алкоголиков и плохих людей… перечислять можно бесконечно.
Кроме того, ребенок разучился спать в отсутствии света - пришлось покупать ночник.
Каково же было моё удивление, когда тем же самым вечером, ложась спать, сын сказал мне: «Мама, выключи эту лампу, я буду спать без света». Вот тогда-то я и поняла, что ребенок мой ещё и зрительный вектор в себе носит
Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико - про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий
Ольга Я. программист, бардРегистрация для участников по ссылке:
http://www.yburlan.ru/training/ Автор Елена Попова
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Читайте также:
Война на кухне. Как не поубивать друг друга «38 попугаев» - системный взгляд на детский коллектив Сказ о неблагодарной жене, или Ох уж эти мужские обиды