Про альбом З-бэнда
«Непознанное» я написал через год после его публикации. С «Лошадью в окне» та же история!
З-бэнд - «Лошадь в окне» (2023)
Яндекс-музыкаЗвукSpotifyApple music ВК 1. Угольками [ft. Вячеслав Плеханов, Михаил Тененыка] (А. Кокошников - Н. Кочелаева)
2. Bella Donna (Д. Бучнев - К. Захаров)
3. Оториноларинголог (З-бэнд)
4. Гуси-Лебеди (Д. Бучнев/К. Захаров)
5. Гагары (А. Богданов - К. Захаров, Анж. Захарова)
6. Земля-2 (А. Новокрещенов - К. Захаров)
7. День после трудного вечера (Д. Бучнев, М. Прохоров - К. Захаров)
8. Очень воображаемый друг (Д. Бучнев - К. Захаров, А. Богданов)
9. Странники в ночи (Д. Бучнев/М. Прохоров/К. Захаров/А. Андреев)
10. Домино (А. Новокрещенов - К. Захаров)
11. Потеряшка (А. Новокрещенов - К. Захаров)
12. Страна чудес без тормозов (И. Лихачев - К. Захаров)
13. Еще одна мелодия для губной гармошки (А. Богданов - Н. Кочелаева)
"З-бэнд":
Артем Монгольский - ударные
Михаил Прохоров - бас-гитара (кроме 13)
Дмитрий Бучнев - вокал, гитары, бас-гитара (13)
Алексей Кокошников - гитары (кроме 3,8,12), клавишные (8)
Александр Новокрещенов - вокал, скрипка, клавишные (2,3,5,6,10,12)
Алексей Богданов - губные гармоники (6,7,13), клавишные (1,4,9,11), гитары (3,5,8), блокфлейта (10,12), мелодика (10), вокал
Кирилл Захаров - вокал, перкуссия (кроме 2,4,7,10,13)
Сергей Перекатнов - вокал
Владислав Майоров - вокал
В записи участвовали:
Алексей Хужаев - запись, сведение, мастеринг, сэмплирование, акустическая гитара (12), электрогитара (3), дополнительные клавишные (3,6-8,12), бэк-вокал (3,6,7,10-13), перкуссия (12)
Олег Кирейчук - запись
Александр Филиппов - перкуссия (1,8)
Виктор Кононеров - труба (5)
Алексей Бельгисов - тромбон (5)
Михаил Тененыка - вокал (1)
Вячеслав Плеханов - вокал (1)
Производство - Алексей Хужаев
Со-производство - Кирилл Захаров, Алексей Богданов
Фото - Олег Елкис
Коллаж - Валерий Барышников
Альбом "З-бэнда" под названием "Лошадь в окне", который нами сейчас воспринимается как финальный и заключительный, вышел наиболее технически совершенным, продюсерски выверенным. Мы всегда пишем альбомы очень долго, в этот раз мы со всеми паузами растянулись на два года, причём один год бездельно прошёл с записи барабанов до следующих сессий. Мы делали громадные паузы в ожидании, когда в студию войдёт один, другой, третий участник, переживая периоды болезни одних вокалистов, смены настроений других участников.
avb1 настаивает, что это альбом более продюсерский нежели исполнительский. И, действительно, продюсер Алексей Хужаев редактировал наши несовершенные партии, много сэмплировал, тщательно возводил архитектуру, лавируя между наших с Бонычем рекомендациями и собственной творческой интуицией.
Это альбом отличает непривычная для "З-бэнда" искренняя любовь музыкантов к большинству песен коллекции. Именно поэтому мы оказались равнодушны к публикации прошлого "естественного" альбома "Нет предела Сове" - нашей самой прослушиваемой и принятой работы. Равнодушны - потому что были увлечены совсем другими, новыми композициями.
Начнём сначала. Это единственный из семи альбомов "З-бэнда", на котором отсутствует сооснователь и ведущий композитор группы Александр ("Санчес") Андреев. Он переехал в Петербург, потом, на финальной стадии работы над "Непознаным" оказался за границей. Именно отсутствие моего постоянного соавтора привело к тому, что в финальном альбоме почти отсутствует мой композиторский вклад. Но, как ни парадоксально, именно отсутствие Санчеса вдохновило остальных на творческий взрыв.
После того, как мы залатали дыры в концертной программе, мои коллеги бросились сочинять. До и после моей докторской защиты - в декабре 2017 и в январе 2018 - на нашей репетиционной базе прошло несколько чудесных сочинительских сессий. Если мы узнавали, что барабанщик Артём Монгольский не может появиться на репетиции, мы там начинали сочинять, причём, уже по новому: группами по трое-четверо, в присутствии друг друга. В этой первой серии ведущим композитором выступил Ганыч, которому ассистировали то Балу, то Боныч. Слова, сами понимаете, чаще всего были мои.
Например, "День после трудного вечера " существовал в виде нескольких больших кусков текста, написанных в разных стихотворных размерах. Ганыч создал гармонию двух первых частей, третья как будто собралась сама собой. Мелодию первой части (её пел я) додумал Балу. Мелодию второй (её поёт голос Абу) все поняли сами собой. Третья - речитатив отличается причудливым перебором Алексея Кокошникова (когда Доктора не было на репетициях и концертах, Ганычу приходилось заново подбирать альтернативные варианты аккомпанемента).
В "Странниках в ночи" текст был написан мной на продажу, но не продался. На него мы с Санчеслм написали песенку в среднем темпе, со стильным пицикато. Никуда она не пошла, я её показал на сочинительских сессия. Ганыч и Балу скорчили гримасы и переписали гармонию, создав стилизацию, которую они описывали как "ZZ Top исполняют Юрия Антонова", при этом вокальная линия почти не изменилась. Балу написал и последнюю строфу текста,.
"Оториноларинголог" был закончен чуть ранее. Её музыка была проджемована ещё прошлым составом группы на гармоническую идею Богданова (кажется, ритм-секция включала Герцога и Тритона), а текст пришлось ждать несколько лет. Боныч пожелал, чтобы песня была про джедаев, чем усложнил ситуацию. Спустя ещё значительное время он похвастался, что побывал у врача-оториноларинголога, чиня нос. Это слово пропелось... и музыка обрела текст о герое, что слышит сигналы иных вселённых.
"Очень воображаемый друг", напротив, начался с акустического этюда Ганыча. Боныч процитировал чужую шутку про воображаемых друзей, чем и определил тему песни. Черновик текста я набросал прямо на репбазе, а завершил сразу по приезде домой. Спустя неделю "профсоюз" (так называла себя ритм-секция из Темы и Балу) восстала на "Воображаемого друга", Тема даже назвал его "недалекой бардовской песней". Поменяли размер - примирились. Как по мне - лучший в художественном отношении номер программы.
В двадцатом-двадцать первом годах сочинительство вернулось к дуэтной форме.
"Гуси-Лебеди": с неё у меня летом 2020 года начался поток текстов. Я направил Ганычу текст и демо мелодии припева. Спел я его коряво, спотыкаясь, а Ганыч постарался придерживаться оригинала, превратив спотыкание в парадоксальную синкопу, а вокальную неточность - в неожиданный аккорд. Песню, в основном саранжировали Доктор Кокошников и, главное, Тема, сделавшего барабаны главным инструментом этой мистической баллады. Впоследствии я так же на бешеной скорости написал ещё текстов пять, не все из этих песен были аранжированы и записаны.
Текст для песни Доктора "Угольками" я не писал. Его сочинила моя сестра. Примечательно, что Доктор - её психиатр, а она его пациентка. Между ними очень глубокое взаимопонимание. Эту песню любила вся группа, почему-то кроме меня. Но я поддерживал их энтузиазм.
За бортом сочинительства оказался Абу (но это норма), Тема (но он выступил музыкальным руководителем программы) . Иначе Балу: сначала он написал отличный боевик "Дедпуд, Дедлайн и Дед Мороз" (что самое главное - на мой голос, это нечастое явление, хочу вам сказать), потом неожиданно настоял, чтобы мы её перестали исполнять на концертах. И после этого ничего не написал сам, дорабатывая идеи Ганыча.
Про запись. Перед отъездом в Москву осенью 2021 года Тема записал все барабаны и стал ждать, пока остальные запишут все остальное. Я в это время закопался в альбом "Непознанное", а когда год спустя завершил его, обнаружил, что за год не произошло абсолютно ничего. И мы начали заново.
В какой-то момент выяснилось, что один из нас в сложившихся исторических и личных условиях не может и не хочет заниматься музыкой. Мы выждали время, ничего не менялось. Последующее потребовало титанических технических ухищрений, благо большинство его партий было записано нами ранее. Стоимость работ тоже значительно выросла . Но некоторые, недавно написанные песни остались без вокала. В итоге, "Потеряшку" спел я, "Землю-2" вернувшийся по моей просьбе в группу Сергей Перекатнов (ему же принадлежит несколько слоев бэк-вокалов в четырёх песнях). А для песни "Угольками" мы провели конкурс среди ряда вокалистов. В результате, припев спел опытный вокалист Вячеслав Плеханов, а куплеты - студент-театрал Михаил Тененыка. Это привело к гибели первоначальной концепции.
Концепция… Первоначальной задумкой было записать эти песни так же, как онт звучали на концертах - силами исключительно "восьмиглавого зверя"(исключение - труба и тромбон в "Гагарах") . А теперь вернулся Сергей, появились легионеры,, келейность пропала. Поэтому когда из Питера Саша Филиппов написал "Кирилл, я собираюсь в студию, тебе что-то надо записать? ", я уже принципа не придерживался - "Запиши конги в двух треках, пожалуйста". Но, кроме конгов и духовых, "гостей" в инструментах не было - все гитары, клавишные и барабаны сыграны только нами.
Отличительной чертой альбома стало гитарное взаимодействие Ганыча и Доктора, которого никогда не получалось у Санчеса и Ганыча - они невольно начинали соревноваться. А Доктор, играющий в совсем иной манере, непривычно для нас оказался в студийной версии очень выгодным напарником Ганыча, своими красивостями усиливая величественные партии Ганыча. На концертах я этого не замечал, а в записи их дуэт прозвучал как открытие.
В аранжировке этой программы особый аттракцион был у Алексея ("Боныча") Богданова - "Так, в этой песне губной гармошки нет, на чем я играю?". В результате в некоторых номерах он ритм-гитарист (но, это уже не новость), а в некоторых клавишник. Один его университетский приятель истекал ядом злословия, но факт остается фактом: со слуха понять, где на клавишных играет Саша Новокрещенов, где Боныч, а где Доктор без сопроводительной записки не получится (она вверху поста)).
Нет худа без добра - некоторые сложности с солирующими вокалами побудило нас усовершенствовать бэк-вокалы, которые оказались богаче концертных версий. В "Дне после трудного вечера", "Оториноларингологе", "Гагарах", отчасти "Домино" и "Странниках в ночи" появились хоровые эпизоды в исполнении (в разных вариациях) меня, Ганыча, Саши Новокрещенова, Сергея Перекатнова и Влада-Абу. В первых трех случаях это мои любимые секунды альбома. Сам же я никогда за свою студийную жизнь не накладывал столько бэк-вокалов. Часть их не опознать, они погребены хоровых партиях, но там их десятки.
Итог: мы опубликовали альбом, когда группы, которая его записывала, уже не существовало. И это отличный дембельский аккорд нашего наследия.