You can watch this video on www.livejournal.com
(Пишу, чтобы потом не забыть подробностей)
Песня «Верим в тебя, Человек» стала самым длительным моим проектом по производству одной песни. Собственно, корпоративные песни я сочинял раньше и много.
Сентябрь 2021
Формальным поводом к её сочинению стало маячещее впереди пятилетия Фонда президентских грантов, в котором я работаю с года основания. Но в этот раз задача была через корпоративную песню отправить сообщению urbi at orbi - отрасли и миру. По первоначальному замыслу песня в исполнении сотрудников Фонда президентских грантов (из Москвы, Саратова и Новосибирска) должна была обращаться ко всем неравнодушным людям, волонтерам и общественникам со словами поддержки и благодарности. У меня изначально было общее впечатление о будущей аранжировке, структуре-драматургии трека и составе основных вокалистов, но каких-то мелочей не хватало. Например, абсолютно не было песни.
Было только рабочее название - «Добро без кулаков». В этот раз я решил отказаться от лирической помощи сестрицы (хотелось написать самому) и музыкального доминирования всемогущего Ильи Лихачева.
В общем, я поехал в Петербург к моему самому любимому соавтору Саше Андрееву. У меня было три необыкновенно счастливых осенних питерских дня (первые дни сентября 2021 года), в которых я и упахивался, сочиняя песни, и болтался по Петербургу. Музыке мы с Санчесом посвятили два дня. Начали мы с основного нашего дела - оркестрика «З-бэнд». Мы не только сочинили три новых песни, которые нашли своё место в альбоме «Непознанное», но и записали все сашкины партии в них (электрические и акустические гитары, пианино, синтезатор, банжо, бас-домбра и ситар). К середине второго дня после окончания третьей песни, голова у меня была уже каменная. Парадоксально, что Саша, который обычно устаёт ранее меня, держался молодцом. Мы решили, что теперь пора взяться за «Добро без кулаков», Сашка сменил гитару на пианино и мы погнали. После трех уже готовых композиций я уже не цеплялся зубами в свои музыкальные идеи, поэтому в музыкальном вкладе Санчес надо мной превалировал. Пара часов - и у нас появляется гармония и мелодия вступления, куплета припева и средней части. К этому времени моя голова уже надолго теряет способность что-то придумывать. Текста у нас нет - есть какие-то набросочки, которые вполне можно закончить в Саратове.
Октябрь 2021
Недели через две я выжал из себя законченный текст и с неудовольствием открыл, что он не совпадает по фразировке с нашим куплетом. К счастью, Саша был согласен, что припев вышел очень скороспелым. Мы назначили еще одну сочинительную сессию на этот раз в скайпе, я в Саратове, он в Петербурге. Я напеваю с одной стороны телемоста, он наигрывает с другой. Мы написали новый куплет, а заодно упростили донельзя введение. Припев и бридж нас обоих по-прежнему устраивали. Тем более что идея «Добра без кулаков» уже трансформировалась в гуманистический призыв «Мы верим в тебя, Человек».
Договорились, что запись начнется с записи Санчесом базовой партии фортепиано. Но потом началось традиционное: «у меня нет кабеля для миди», «я очень занят, надо найти время». В результате, я обреченно обратился к Илье Лихачеву. Во многом, это оказалось правильно, потому что при первом разминании материала Илья придумал модуляцию перед финальным припевом, что определило интонацию песенки и заранее определило место её кульминации.
К тому времени у меня уже был напарник - звукорежиссер Олег Кирейчук, в студии которого прошли все саратовские сегменты записи. Впоследствии Олег это всё и сводил. Он сразу предложил самому сыграть бас, но я был заинтересован в как можно большем участии сотрудников Фонда. Основную вокальную партию должна была петь Екатерина Кабакова - куратор проектов из московского офиса, а бридж по собственному замыслу я должен был распеть на два голоса с Катей Дорман из Москвы. Причем, зная, что Катя - басистка, я предложил ей и отметиться в инструментале.
Барабаны были записаны быстро - Антон Григорьев прислал партию из Петербурга через несколько дней после записи клавишных. Через две недели Санчес записал гитарное соло, которым он гордился. Впоследствии я это соло к его неудовольствию сократил вдвое, но мы с самого начала должны были сделать проигрыш коротким, а не растягивать его на длиннющий балладный квадрат.
И вот отсюда начинается череда задержек и опозданий. И Катя, которая должна была писать вокал и Катя, которая должны была писать бас, заболели ковидом. Коронавирусом в тот или иной момент переболели все вокалисты проекта. Начиная с ноября каждый последующий этап записи происходил с опозданием минимум на месяц. Бас пришел только концу ноября и Олег, не разбираясь, вставил его в сессию.
Назначенная нами солисткой Катя Кабакова прошла серию инструктажей у моей выпускницы Нади Романовой (Лисенко), которую я попросил стать хормейстером проекта. Вокал мы записали ближе к концу года. К тому времени мы с Олегом уже добавили аккомпанемент на акустической и электрической гитарахи и миди-синтезаторах. Лисёнок прислал демо вокальной аранжировки. В январе партии бэк-вокалов наложили мои саратовские ученицы Ирина Хламова, Алена Алампиева и Юля Смольянинова, а также куратор проектов Мария Кайгородова из новосибирского офиса. Для пущей профессионализации их голоса продублировали профессиональные вокалистки Мария Акимова
dom-zay-lesh и Маргарита Рицман. В конце января, после длительной болезни и потери голоса Лисёнок прислала собственные безупречные версии всех вокальных дорожек, числом девять. То есть, хор можно было сделать только из одной Лисёнка. Олег воспрял духом и вознамерился использовать так и сделать. Пришлось возвращать его на землю, напомнив, что (а) я заинтересован в хоровом эффекте и мне нужно больше голосов и (б) кроме художественного эффекта в песне очень важен и корпоративный, так что голоса сотрудников необходимы.
После получения надиных распевок можно было садиться сводить. Олег наконец-то расслушал бас Кати Дорман и остался недоволен. Он перевел партию в миди и на ее основе собрал новую. Тут уже уперся я. В результате в окончательной версии бас Кати Дорман играет во вступлении, первых куплете и припеве, а также в outro. А второй куплет-припев и бридж уже идет под басовую партию, синтезированную Олегом. Если подумать, над «верим в тебя, Человек» я работал почти с тем же набором сессионных музыкантов, что и на альбоме «Непознанное»: у пульта Кирейчук, играют Григорьев и Лихачев, ну и Санчес со мной, естественно.
Декабрь 2021
С Катей Дорман вышло еще одно недоразумение - я рассчитывал, что мы с ней споем бридж дуэтом, но она заработалась и забыла о моих просьбах. В последние дни 2021 года я понял, что помощи от неё больше не будет - ни в вокале, ни, как я рассчитывал, в клипе, и я понял, что надо справляться своими силами. В общем, (тоже поболев пару недель) в бридже я спел сам четырьмя голосами (опять-же по аранжировке Нади). А клип собрался из рабочих записей, специально отснятых кадров с солисткой (спасибо выпускнице Жаворонок) и видеоисторий с сайта «Хорошая страна».
Сводили мы долго. Олег присылал варианты, я отсылал на доработку. Единственное, с чем мы так и не справились - с хоровым эффектом. В окончательном варианте голоса в третьем припеве все равно звучат не так, как я хотел бы, но это единственный мой повод для досады.
Наши разногласия нашли своё отражение в двух миксах: клип распространяемый в вконтакте (с ютубом ближе к премьере были стойкие психологические проблемы, так что этот плацдарм мы упустили) и трек на доступных музыкальных платформах содержал основной микс, а вот, в документальном фильме «Профессия помогать» - микс Олега Кирейчука: без баса Дорман и без участия в хоре сотрудников фонда. Припевы там поют только девять воплощений Нади Лисенко. Вклад Акимовой и Рицман, скорее всего сохранился в модуляции, вдобавок Рицман добавляет унисон к солистке, где я остался недоволен произнесением текста.
Команда Фонда президентских грантов - «Верим в тебя, Человек!»
Музыка и слова К. Захарова/А. Андреева
Производство - Кирилл Захаров
Сведение трека - Олег Кирейчук
Монтаж видеоролика - Мария Карманова
В ролике использованы видеоматериалы, размещённые на платформе добраястрана.рф
Исполнители:
Команда Фонда президентских грантов:
Екатерина Кабакова - ведущий вокал
Екатерина Дорман - бас-гитара
Кирилл Захаров - вокал
Мария Кайгородова - вокал
Ирина Хламова - вокал
Алёна Алампиева - вокал
Юлия Смольянинова - вокал
Приглашенные музыканты:
Александр Андреев - соло-гитара
Олег Кирейчук - гитары, программирование, вокал
Илья Лихачев - клавишные
Антон Григорьев - барабаны
Надежда Лисенко - хормейстер, вокал
Мария Акимова - вокал
Маргарита Рицман - вокал