И тут я почему-то подумал о римских легионах. До конца 1 века легионы состяли из манипул по 100-120 воинов. Каждая манипула в случае нужды могла самостоятельно передвигаться по пересеченной местности и легион приобретал необходимую в бою маневренность. Между манипулами оставлялись интервалы, поэтому, если в одном месте строя возникали замешательство или паника, оно не передавалась по цепной реакции на весь строй. В случае частичного истребления манипул уцелевшие воины могли расходиться и присоединяться к другой манипуле, тем самым оставаясь в бою. От этого сугубо военного приёма возникли слова «манипуляция» и «манипулирование».
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/48747/pub_5bf98612793dec00aa605f5c_5bf989fff66ec500aa5c0013/scale_600)
Сегодня, когда межличностные отношения пользуются избыточным вниманием, пристально изучается манипулирование людьми друг другом. При этом внутри каждого термина почти вовсе не используются градации.
Так вот. Я напомню, что в конце первого века нашей эры манипулы римских легионов сменились более жесткими и стойкими когортами. В связи с этим предлагаю отдельно выделить особо циничное и бескомпромиссное манипулирование в стадию, которую можно назвать «когортирование».
Когортировать - это отдельное искусство! Я о нём позже расскажу.