По странной логике настоящего блога в Женский день я выкладываю интервью со сценаристом и актёром серии фильмов «О чём говорят мужчины» Леонидом («Лёшей Барацем»). В одной линейке фильмов «Квартета И» («День выборов», «День радио», «День выборов-2») он исполняет роль гомосексуального креативщика, а в линейке «…Мужчин» глубоко женатого мыслителя.
Интервью бралось для сайта журнала World Club (Спасибо, Лю). Но туда вошло буквально 4000 знаков. Поэтому, я решил, что на то и нужен мой блог, чтобы выложить полную версию. Фотографировала юная Елизавета Бондаренко.
ЛЕОНИД БАРАЦ: ПОКА МЫ ИДЕМ ЗА СОБОЙ, А НЕ ЗА ПУБЛИКОЙ
В минувшую субботу кинотеатр «Синема парк» в «Триумф Молл» представил специальный показ комедии «О чем говорят мужчины. Продолжение», который предваряла автограф-сессия со сценаристом и исполнителем одной из главных ролей - актером «Квартета И» Леонидом Барацем. Наш корреспондент встретился с артистом после того, как он вышел из зрительного зала, где внимательно наблюдал за реакцией аудитории.
- Зрительские впечатления Вас устроили?
- Да, они смеются, мне нравится. Причем, смеются и в неожиданных местах, которые мы не предполагали.
- Финальный титр вашего нового фильма советует быть счастливым при любой возможности. Вам самому это удается?
- Я стараюсь, особенно в последнее время, замечать и фиксировать счастливые моменты. А они иногда приходят как-то так… Бамц, и всё! Раньше в этом была какая-то закономерность - в детстве, в юности. Я понимал, что нужно сделать, чтобы через какое-то время быть счастливым. А сейчас… не знаю, очевидно, организм то ли стареет, то ли взрослеет. Нагнулся завязывать шнурки, фигак!.. чувствую, счастлив! И вот если чувствуешь в эту секунду, что счастлив, то так и стой в этой позе! Замри!
- Синдром непроизвольного счастья?
- Совершенно верно! Когда мы приближали и хотели счастья - в общежитии, когда мы пробивались, оно как раз и было, мы просто его не замечали. А сейчас стараюсь замечать и фиксировать те моменты, когда оно наступает.
- Сравнивали ли вы с коллегами между собой спектакли и фильмы с одинаковыми названиями. Чем, например, для вас отличается «День выборов»-фильм от «Дня выборов»-спектакля?
- Не сравнивали. В процессе оказалось, что мы были неправы. Менялось ощущение от фильма «День выборов». Когда он только вышел, мы были крайне недовольны тем, как он снят, как он сделан. Нам казалось, что можно было сделать фильм интереснее и кинематографически, и лучше снять, и больше правды туда засунуть. Но со временем выяснилось, что многим фильм «День выборов» нравится больше всего из нашей фильмографии. Я думаю, что это связано с тем, что трешевость самой истории, и трешевость способа съемок, и стиля съёмок, и жизни на этих съёмках, - они так счастливо совместились и произвели этот эффект. Но, мне кажется, кино - в полном смысле слова кино - мы начали снимать с фильма «О чём говорят мужчины».
- Вам рассказывали, что профессиональные сотрудники пресс-служб и политтехнологи первые полчаса «Дня выборов»-2 не смеются? Они воспринимают это как вполне реальную трудовую драму. И только когда появляется Михаил Ефремов, начинается смех.
- Ну отлично, здорово. Значит, попали. Значит, правда. Ведь, не помню, кто сказал, - не всё, что правда, смешно, но всё, что смешно, - правда. Мы консультировались перед «Днем выборов» с политтехнологами. Из того, что мы от них услышали, в картину вошло не всё. И дело не в цензурных соображениях, просто они делали такие вещи, что нашим персонажам и не снилось. Например, вот этот эпизод - «голодать будут за еду» - это действительно было на Украине. Человек блистательно голодал, худел, бледнел, и делал всё это за еду, которую носили из определённого ресторана. Он её очень любил, и всё же как-то ему удавалось при этом «голодать».
- Гришаева, Виторган, Никоненко… есть отечественный актер, про которого вы жалеете, что он не стал вашим сценическим партнером?
- Масса хороших актеров. Огромный ряд людей. Это драматургия у нас средненькая, а с актерской школой все хорошо, так что этот ряд можно длить и длить. Вы, кстати, еще не назвали Меньшова. Меньшов, кстати, приходил к нам сам когда-то давно и предлагал сделать «День выборов». Ходил на спектакли, искал какой-то материал для своего кино, но так сложилось, что сняли мы с Олегом Фоминым. И мы очень благодарны ему, хотя сначала, как я говорил, показалось, что можно было сделать лучше. Дальше первые два фильма серии «О чем говорят мужчины» мы снимали с Димой Дьяченко.
- А почему фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение» был снят с другим режиссером?
- Дима пришел к нам и сказал, что хочет попробовать себя в роли главного человека на проекте. Потому что в любом случае, когда он снимает с «Квартетом И», это фильмы «Квартета И», где режиссер - Дмитрий Дьяченко. А дальше он стал делать фильмы, которые были уже «фильмами Дмитрия Дьяченко». И он добился серьезных успехов.
Мы вместе росли, мы когда-то вместе занимались какой-то дурной коммерцией, когда жили впроголодь. Мы его попросили снять нас, и он начал снимать. У нас спектакли построены не только на сценическом действии, но и на использовании экрана. Он снимал нам эпизоды для спектаклей, а дальше мы вместе выпустили «День радио», и понеслось. А теперь он просто ушел в отдельное свое плаванье.
- Вы упомянули о том, что жили впроголодь. Я обратил внимание, что в линейке «О чем говорят мужчины» ваши герои, за редким исключением, не испытывают материальных проблем. Вы намеренно убрали из мужских разговоров тему «где бы взять денег»?
- Вы знаете, даже когда у нас денег было немного, мы производили впечатление успешных людей. И мне это очень нравится. Есть в этом какой-то замах. Не было ощущения от нас, что мы бедненькие, несчастненькие, скромненькие. Не знаю, почему так у нас сложилось. Деньги - это же эквивалент твоего труда, успеха. Не всегда это корректный эквивалент, но нам хотелось быть и богатыми, и успешными, и постепенно - очень постепенно - это получилось.
- Во второй части вы выстроили всё вокруг одной сюжетной линии, а в третьей снова вернулись к свободной форме разговоров. Это коммерчески выгоднее?
- Вы знаете, мы поняли, что в этой форме сюжет даже иногда мешает. И это изначально конструктивная проблема этой формы. Я думаю, что нам нужно поставить либо точку, либо очень-очень большую запятую с этой линейкой фильмов, потому что мы постепенно учимся. Мы набили руку на драматургии, которую с удовольствием используем в театре. Эти диалоги никуда от нас не уйдут, но, приложенные к определённым ситуациям и сюжетным поворотам, они будут объёмнее и интереснее. Другое дело, темы становятся сложнее, и будут ли наши новые вещи иметь такой же коммерческий успех, как имеют «Разговоры…» - не знаю. Пока мы идём за собой, а не за публикой. Может быть, если прижмёт, начнём целиться в аудиторию.
- Наш фотограф просила спросить, вам часто удаётся съездить в Одессу сейчас?
- Ой, я при любой возможности стараюсь это делать. Мы всегда в августе или даже с середины июля и почти по середину сентября дома. Там отлично, там я заряжаюсь морем, солнцем, способом общения, вкусной едой, мамами, папами…
- Пресловутый одесский юмор помогает в работе?
- Вот пресловутый одесский юмор, тот, на котором спекулируют, я не люблю. Он не имеет реальной подоплёки под собой. Это такой, как сейчас модно говорить, «симулякр» - анекдот, построенный на том, чего на самом деле нет.
- А какой сейчас одесский юмор?
- Бог его знает! Одесский юмор - это даже не юмор, это способ общения, и завязан он, скорее всего, на теплоте и меньшей личностной дистанции. Так сложилось в этом городе, что с тобой могут без «здрасьте» заговорить о своих проблемах. Так бывает. Город меняется, уже при мне он несколько раз поменялся. Там Одесса, которую я люблю, наверное, уже ушла, но появился другой город, и это нормально. Есть вещи, за уход которых мне очень обидно, но это объективные процессы. Но по-прежнему есть компании, дачные или квартирные, где плотность юмора, или умных мыслей, или остроумия такова, что найти где-то в другом городе такое я не могу. Хотя в Москве бывает. Когда одесская компания собирается.