Комикс как исторически русский жанр

Aug 27, 2017 23:32

В последние годы многие убеждённые почвенники стали выступать против экспансии жанра комикса и его производных в отечественную массовую культуру. С их точки зрения, комикс - это чуждый русскому менталитету эстетический факт.

Избегая давать оценку жанру (я же писал, что я фанат Кинематографической Вселенной Marvel?), напомню, что русская культура исторически пропитана духом комикса, который в нашем исполнении называется "лубок". Простые истории с типичными схематичными персонажами, репликами, помещёнными в выноски, и прямолинейными сюжетами были распространены в России с 17 века. И был востребован крестьянством и мещанством до конца 19 века. Причем использовались праобразы почти всех разновидностей жанра в его нынешнем состоянии : от стрипов до графического романа.











То есть, демократические слои населения, тот самый народ, к которому апеллируют почвенники, на основании своего исторического опыта и национальной идентичности генетически предрасположен к комиксам.



Тогда этот творческий метод атаковали не почвенники, а, наоборот, западники. Вспомним, некрасовское:
"Когда мужик не Блюхера, / И не милорда глупого - / Белинского иГоголя / С базара понесет?"

*Портреты военачальника Блюхера и похождения «милорда» -- это популярные лубки 1860-х годов.

Теперь лубок снова в цене, даже становится коллекционным раритетом, а вот социологическая конъюнктура сменилась). Раньше ворчали левые, теперь правые.

Хотя, конечно, соглашусь классический рисованный комикс в 21 веке - это анахронизм, чего и говорить.

лекции для колхозников

Previous post Next post
Up