Давно меня занимал вопрос - что происходило с народом в 90-е, даже не братки а простые граждане, которые убивали друг друга за рубль. А потом все резко кончилось. Безусловно свою роль в этом сыграло советское бойцовское, достиженческое, безрелигиозное воспитание, но было и особое "состояние души", которое, мне кажется, адекватно описал Ильин:
"Большевизм не система, не программа и не политический строй. Он скорее означает массовое состояние души, а конкретнее - духовное разложение и разнузданность. Душа большевика больна духовной распущенностью, моральной и политической яростью в своих ощущениях и поступках. Это разложение и разнузданность не новы в истории человечества; новы, однако, их название, их аргументация, их высокомерие. Истории человечества такие явления известны; как правило, они имеют место в период религиозных кризисов, при распаде целых государств, во время политических беспорядков, гражданских войн, не в меру затянувшихся мировых войн или во время массовых эпидемий (например, чума в средние века). Шекспир именно такое массовое состояние души описывает в своих хрониках. Достаточно вспомнить Италию во времена Макиавелли, Германию по окончании Тридцатилетней войны, Францию 1790 - 1793 годов, Россию в 1610 - 1613 годах. Большевизм - это как бы «забастовка», как бы протест подсознания человека против всего связующего, сдерживающего, запретного, святого. Охваченная большевизмом душа отвергает, отбрасывает от себя все положительное; говорит только «нет», не признает никаких ценностей, никаких прав, никаких святынь.
Подобный настрой означает, как видно, некое душевное заболевание при внешнем психическом здоровье: человек не сошел с ума, не помешался, но все духовное в нем как бы смолкло, словно находится в состоянии паралича - в нем закипают животные страсти. Это своего рода moral insanity («моральное безумие»), которое стремится к политическо-социальному буйству, к разрушению всего и вся. Со временем у лучших людей оно проходит и уступает место осознанности, у скверных утверждается навсегда, на всю жизнь.
Важно иметь в виду и то, что большевистская установка духа далеко не всегда ведет к коммунизму. Впасть в большевизм могут не только коммунисты, но и такие классы и партии, которые в принципе признают частную собственность. Большевизм - это психоз, направленный на насильственное отчуждение и присвоение, на разбой, грабеж и разрушение. Всякий грабитель, всякий гангстер является аполитичным большевиком. Во время Пелопоннесской гражданской войны в Древней Греции большевизированными были обе стороны («аристократы» и «демократы»): с обеих сторон слышались клятвы в «вечной ненависти» и «беспощадной мести»; одни сжигали детей своих сограждан-врагов в кипящей смоле, другие швыряли их в стойла под ноги быкам. Класс или партия, которым ведомы лишь проскрипции, казни, месть и отчуждение (Марий и Сулла), подвержены духу большевизма".
"Коммунизм и мировой порядок" 1940