Наиболее связный и достоверный рассказ о том страшном дне:
"...Депутат Верховной Рады Светлана Фабрикант, секретарь комиссии Верховной Рады по расследованию событий 2 мая, впоследствии утверждала: "Была запланирована не трагедия, но зачистка Куликова поля болельщиками после матча. Намечалась постановочная заварушка". Громить одесский Антимайдан должны были футбольные болельщики, после матча между одесским «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Оба клуба имеют спаянные фанатские группы, которые к тому же тепло относятся друг к другу и одинаково плохо восприняли прорусские протесты весны 2014 года. Это важный момент: одесситы имели все основания опасаться футбольных ультрас. У харьковских фанатов к этому моменту сложилась вполне конкретная репутация: 27 апреля - всего за несколько дней до приезда в Одессу - те подрались с пророссийскими активистами у себя дома. По версии украинской стороны это выглядело так: мирную пятитысячную толпу в самоубийственном порыве атаковали триста сторонников федерализации (в том числе женщины и подростки). Легко заметить, что ровно тот же фокус позднее провернули в Одессе.
...Если план разгона вдруг и хотели сохранить в тайне, то ко 2 мая это стало бессмысленно: о будущей драке разве что в ежедневных газетах не писали. Между тем лидеры одесского протеста не воспринимали её как конец света, не собирались сдаваться и уж точно не ожидали, что им придется умирать в последнем бою. Основные силы куликовцев уже и так согласились переехать на 411-ю батарею. Это, кстати, теоретически главное слабое место в версии о запланированном разгроме. Получается, что местная власть собиралась брать силой то, что всего через сутки получала просто так. Однако необходимо учитывать два факта. Во-первых, на фоне событий в Донецкой и Луганской областях (теперь уже республиках) в Одессе многим хотелось бы продемонстрировать силу. На востоке повстанцы занимали один город за другим, и на этом фоне разгон Куликова поля выглядел бы яркой, эффектной победой.
...Итак: имеется губернатор, который хотел бы убрать лагерь Антимайдана с Куликова поля, но не имеет ресурсов. Имеется милиция, которая может разогнать лагерь силой, но не делает этого, потому что Немировский - представитель конкурирующего клана, и решать проблему своего противника собственными руками милиция не собирается. Наконец, существуют группировка Коломойского и некие другие внешние силы, которые не прочь свалить Немировского, но другим способом - разгромить Антимайдан руками «активистов», и показать неудачливому губернатору, как надо. Сами «активисты» просто в первую очередь настроены на насилие. Насколько достоверна эта «игра престольчиков» вопрос, но это вполне рабочая модель, неплохо объясняющая события дня 2 мая.
...Принципиально важный факт вот: люди на Куликовом поле были абсолютно уверены, что 2 мая лагерь пойдут громить, имели на это веские основания - и такой план действительно существовал. На 2 мая было запланировано шествие фанатов по Одессе - предполагалось, что они промаршируют за единство Украины в направлении стадиона. Евромайдановцы утверждали, что это мирное мероприятие. Антимайдан считал, что это прикрытие для погрома. В чисто силовом смысле численность фанатов и куликовцев была несопоставима. При этом, большой вопрос, насколько они вообще осознавали степень неравенства сил. Некоторые антимайдановцы утверждали, что понятия не имели, насколько многочисленная толпа собирается громить Куликово. В любом случае, лидеры антимайдана, в первую очередь Долженков, решили действовать активно. На Куликовом поле находилось слишком много откровенно мирных людей, которые сами нуждались в защите. Судя по воспоминаниям рядовых участников, план на 2 мая состоял в том, чтобы сопровождать колонну евромайдановцев - не начиная столкновение и блокируя противника, если фанаты повернут на лагерь. Несмотря на общую тревогу, войны на убой пока никто не ждал. 1 мая анти- и евромайдановцы успели встретиться пусть не в дружественной, но по крайней мере в относительно спокойной обстановке. Ждали драки? Да. Ждали того, что произошло? Нет.
...Итак, утро 2 мая. В Одессу вне расписания прибывает поезд с харьковскими болельщиками, около 500 человек. В город стягиваются люди с блокпостов, активисты Евромайдана из других регионов, от Ровно до Херсона. Вообще, кстати, участие людей из других городов, это любопытный момент - крупные группы людей прибыли с половины территории страны - не иначе, на пикник. В общей сложности на марш собралось до четырех тысяч человек, и многие из этой огромной толпы не имели к Одессе вообще никакого отношения. Разгонять Куликово поле собрались разномастные, но боеспособные силы.
...В это время на Александровском проспекте собираются куликовцы под общим руководством Сергея Долженкова и Алексея Албу из левой организации «Боротьба». Для решительного столкновения их безнадежно мало - по разным оценкам, от 150 до 300 человек. Единственное преимущество куликовцев - довольно высокий уровень дисциплины и сносное снаряжение (каски, щиты, средства ближнего боя). Знали ли Долженков и Албу о своей слабости? Да, в целом о перевесе у противника они не могли не знать. На что они рассчитывали? Разве что надеялись избежать прямого боя и защитить лагерь, просто обозначив своё присутствие, в худшем случае - прикрыть лагерь, продержавшись достаточно долго. Лидеры куликовцев заверяют правоохранителей, что собираются двигаться параллельно колонне фанатов, и перейдут к активным действиям, только если те повернут к лагерю. Куда Долженков хотел повести своих людей, можно только догадываться - но, судя по позднейшим сообщениям его товарищей, отряд двигался к Приморскому бульвару. Легко заметить, что таким образом маршруты двух колонн опасно пересекались.
...Антимайдановцы не прорывают оцепление: до того, как оно было сформировано, на майдановскую сторону проскочило буквально два-три человека, на которых тут же обрушились самообороновцы - те быстро откатились назад. То есть, отряд Долженкова не прорывал милицейский кордон и перешел к обороне с самого начала. Сразу начинаются рукопашные стычки, но в них пока не участвует больше нескольких бойцов одновременно, а вся фаланга Антимайдана стоит на месте, пока застрельщики бросают камни. На видео хорошо заметно, что антимайдановцы не бегут, а идут пешком, и в массе своей останавливаются перед шеренгой омоновцев. Обе стороны были готовы к драке (хотя и не факт, что хотели её на именно этих условиях), и бой стартовал спонтанно. Куликовцы и евромайдановцы начинают перебрасываться камнями и пиротехникой. В 15-31 фиксируется, видимо, первый выстрел дня - активист «Евромайдана» стреляет по группе Долженкова из пистолета. На видео легко заметить отлет гильзы, то есть это не пневматика. Впрочем, куликовцы тоже имели пистолеты и вели из них огонь. Вероятнее всего, и те и другие использовали травматическое оружие. Кроме того, в ход пошли револьверы под патрон Флобера - мелкокалиберное гражданское оружие. Майдановцы метали «коктейли Молотова» - пока вяло. Достаточно быстро появились раненые с обеих сторон, в том числе - весьма серьезно.
...Еще один ключевой момент: куликовцы с начала и до самого конца стоят в глухой обороне. Единственный эпизод за весь день, который можно интерпретировать, как атакующее движение - это, собственно, марш группы Долженкова к Соборной площади, но назвать его нападением просто невозможно: увидев противника, активисты останавливаются, и дальше только отступают и отбиваются. Не очень понятно, чего Долженков хотел добиться - зачем было подводить своих людей так близко к заведомо более сильному врагу? Бой на Греческой вязнет, и тогда майдановцам приходит в голову идея обойти противника по Дерибасовской. Замысел вполне логичный: пройти требуется всего ничего, зато быстрый рейд выводит атакующих во фланг антимайдановцам. Туда отправляется многочисленная толпа проукраинских активистов. В это время им навстречу движется небольшой отряд из группы Долженкова, очень маленький и выглядящий то ли как рейдовая группа, то ли вообще как силовая разведка. Именно на Дерибасовской происходит одно из ключевых событий дня. От огнестрельных ранений погибают двое евромайдановцев, Игорь Иванов (десятник «Правого сектора») и самообороновец Андрей Бирюков. Считается, что Иванов был смертельно ранен из огнестрельного оружия (вскоре умер в больнице), а Бирюков погиб от пули, выпущенной из пневматического ружья, повредившей легкое.
Вероятно, Иванов был убит Виталием Будько, известным под псевдонимом «Боцман». Так что остается зафиксировать факт: двое майдановцев погибли, и, вероятно, одного их них убил Будько. Сам «Боцман» сейчас скрывается. Был ли он провокатором? Вряд ли. Скорее, получив сигнал о помощи, он приехал на Греческую, едва успел разобраться, что происходит, и тут же начал стрелять по атакующим.
...Не добившись успеха в трех наступлениях, майдановцы не потеряли кураж и предприняли финальную атаку, оказавшуюся в итоге успешной. У Антимайдана уже накопились раненые, люди физически устали, а к противнику постоянно прибывали подкрепления. В этом бою майдановцы бросают в дело все силы, а у Антимайдана появляются погибшие от огнестрельного оружия. Дрались с предельным ожесточением - в ход пошли самодельные взрывпакеты, «Молотовы» (их разливали неподалеку, на Дерибасовской, причем профессионально, смешивая эрзац-напалм). Пошла стрельба из всего, что было - из пневматики, «Флоберов», травматических пистолетов… и огнестрельного оружия. Группа майдановцев поднимается на балкон Центра болгарской культуры и начинает стрелять по толпе из ружья. Вообще, по куликовцам в этот момент били по крайней мере в три ствола: из тел антимайдановских активистов позднее извлекли одну пулю и картечь по меньшей мере двух разных калибров. Стрелком оказался некий Сергей Ходияк. Интересно, что если место и время гибели обоих евромайдановцев известно довольно точно, то в случае с антимайдановцами все сложнее. Хорошо зафиксировано только смертельное ранение Евгения Лосинского. Лосинский был приметен благодаря своему снаряжению (реконструктор, он пошел на Греческую в ярко сияющем на солнце шлеме), а поблизости работали сразу несколько фотографов и стримеров - на записях хорошо видно, как Евгения выносят из боя с картечными ранениями живота. Вероятно, теми же залпами были ранены журналист и как минимум один милиционер. Момент, когда был смертельно ранен Александр Жульков, тоже известен - есть по крайней мере одна видеозапись, на которой видно, как Жульков падает. Геннадий Петров и Николай Яворский тоже убиты из огнестрельного оружия.
...Стрельба с высоты оказывается одним из переломных моментов дня. Залпами в общей сложности ранило нескольких милиционеров, убило четверых и ранило неизвестное число куликовцев, серьезное ранение получил журналист Олег Константинов. Сергей Долженков ранен в ноги. Оборона милиции и куликовцев начинает трещать по швам. Тем временем закончился первый тайм давно никому не интересного матча, и с трибун ушла значительная часть харьковских и одесских ультрас - тех фанатов, кто все-таки пошел на игру. К месту боя движется новое пополнение.
У «Афины» - агония боевого крыла Куликова поля. Если до финальной атаки антимайдановцы еще держали оборону, несмотря на огромное численное превосходство противника, то дальше град картечи сильно проредил их ряды, а таранящая баррикады пожарная машина позволила евромайдановцам подойти совсем близко. Неизвестно, кто командовал остатками бойцов - вероятно, эту роль взял на себя после ранения Долженкова Алексей Албу, одесский депутат из движения «Боротьба».
...На Греческой все закончилось: кого-то избивают, кто-то успевает сдаться милиции раньше. В конце концов засевшие в торговом центре антимайдановцы сдались силовикам - их вывезли в СИЗО автозаками. Шесть человек мертвы, масса людей переранена. Но настоящий кошмар этого дня еще даже не начался.
...Казалось бы, столкновение исчерпало себя. Толпы победителей бессистемно бродят по площади и прилегающим улицам, раненых пленных сдают милиции - все это продолжается по крайней мере до половины восьмого. Футбольный матч закончился, и в толпу влились еще несколько сотен человек. Между двумя основными эпизодами одесского противостояния есть принципиальная разница. Бои у «Афины» - это схватка, возникшая в силу естественных причин: обе стороны не сильно друг друга любили, их маршруты пересекались - массовая драка легко могла начаться и началась. Хотя бой у торгового центра был жестоким, все смерти этого столкновения с обеих сторон - на совести нескольких людей. Дальше события развивались уже по другой логике. После успеха у «Афины» в толпе проукраинских активистов возникла заминка, и то, как они перешли от замешательства к организованному походу на Дом Профсоюзов - один из важнейших моментов всего дня. Решение пойти на Куликово поле не было спонтанным. Толпой руководили фюреры, известные по именам, имевшие мегафоны и заводившие массу. Эти люди дали толпе направление. В этом процессе участвовали как минимум два человека. Первый - один из лидеров одесского Евромайдана Марк Гордиенко. Еще в марте он заявил буквально следующее: «Мы перестреляем в первую очередь всех сепаратистов, мы с русскими в первую очередь воевать не будем». Пойти на Куликово поле - это был именно его призыв. Призыв человека, незадолго до этого пообещавшего убивать сепаратистов. Обратим внимание: в обоих случаях люди поначалу вовсе не выглядят целеустремленно спешащими куда-то. К этому моменту майдановцы уже считали, что победили. Однако толпу нужно было снова завести - и ее завели. В случае с Домом Профсоюзов атаковала одна конкретная сторона. Причем речь не идет о спонтанном движении взбешенной толпы. Людей «собирают», строят в колонну по шесть, у них есть агитаторы и организаторы. Позже как минимум один из этих агитаторов врет журналисту о своей роли в происходящем. Толпа проделывает не такой уж близкий путь к цели - от Соборной и «Афины» до Дома Профсоюзов где-то полчаса пешком. За это время проходит любой аффект. То есть жечь Дом Профсоюзов шла не разъяренная толпа, управляемая собственным произволом, а организованная колонна под руководством конкретных людей.
Отсюда
https://sponsr.ru/norin/55581/Odessa_2maya/