"Дядя Ваня" 1970

Mar 04, 2019 11:06



Фильм Кончаловского. Пересмотрите сцену стрельбы, это нечто из ряда вон.
Ирина Мирошниченко (Елена Андреевна, жена Серебрякова), только что из комнаты, где ее обнимал, целовал Астров, садится "с огнем в потупленных очах, с улыбкой легкой на устах" возле убитого дяди Вани (который только что стал свидетелем сцены обниманья). Профессор начинает говорить про продажу имения - и показаны рядом: Мирошниченко с блуждающим счастливым взором, не понимающая ни слова из речи мужа - и Смоткуновский (дядя Ваня) до которого постепенно начинает доходить смысл предложения Серебякова и он от отупелого отчаяния начинает переходить к отчаянию деятельному.

Следует взрыв (Елена Андреевна отбегает и издали смотрит с ужасом на дядю Ваню), теперь средним планом показана Ирина Купченко (Соня). Она поняла чем закончилась встреча Астрова с Еленой Андреевной, для нее все кончено, она вся погружена в свою трагедию. Дядя Ваня с криком "Попомнишь ты меня!" выбегает - она не реагирует, Серебряков идет к дяде Ване, раздается первый выстрел - и Купченко-Соня... Не рассказать... Движение головы, лицо, плечи - как у няни на пятый крик ребенка, что у него опять песочный куличек развалился. Дядя Ваня выбегает и прямо перед ней второй раз стреляет в Серебрякова, лампа разбивается, револьвер падает на пол - а Купченко-Соня лишь чуть более недовольнее смотрит на эту сцену: "Как же мне эти куличики надоели!"

Правильно сказано, что чеховский театр это театр настроения, кто из режиссеров сумел его передать, тот и умеет ставить Чехова (Упрек Эфроса Любимову: "Ты не умеешь!") . Кончаловский это сумел - разобщенность людей и то, что главное у них внутри происходит.
Previous post Next post
Up