Начну с моих личных впечатлений о выставке.
Класическая книжная выставка по полиграфовским меркам. Разворотная подача материала, что важно, тк класическое книжное пространство мыслится разворотами. Отдельное экспонирование самой книги. По формальному анализу - живая графика + текстовой блок с понятными пропорциями по текстовому набору, шрифту, кеглю, интерлиньяжу. Выверены все отношения к "белому", к массам на листе, ритму. Очень приятны игры в типографику и классические альдиновские титулы.
Общее впечатление - не открытие чего-то нового, а встреча с родным знакомым и любимым видом исскусства, который мне был открыт (большое всем мэтрам СПАСИБО!!!) в Полиграфе.
Теперь о круглом столе, который прошел 9 марта в экспозиции выставки.
Модераторы: Андрей Толстой (ММСИ) и куратор выставки «Livre d’Artiste/Книга художника» Георгий Никич. Участники: Борис Фридман, Леонид Тишков, Анна Чудецкая, Ирина Сосновская, Александр Юликов.
Разговор получился долгий интересный и эмоциональный. (Есть диктофонная запись - могу по просьбе - выложить.) Вкратце могу пересказать главные дискуссионные темы.))
Проблемы развития Livre d’Artiste в России сегодня, тк нет среды формирующей это художественное явление: издателей, коллекционеров, научных работников и музейной базы.
Очень задела всех тема, об отношении к истокам этого явления. С французскими и мировыми корнями разобрались легче.)) А что было у нас, в России - например издания "Мира искусства", футуристическая и конструктивистская книга - это Livre d’Artiste? и т.д. и т.д. до наших дней, включая Кабакова, Тишкова и др. Почему то, советский период был рассмотрен с позиции чисто иллюстративных и пропогандистских задач, что по-моему очень сужает и упрощает восприятие этого периода. Вспомнили и нехватку художественных материалов и цензуру и невозможность свободного самиздата - тема расширилась до личных воспоминаний.))) Чтобы конкретезировать разговор пришлось вернуться к опредлению жанра - что такое Книга художника, Livre d’Artiste, artists-book, книга-объект. Вспомнили тезисные "правила игры" размещенные в начале экспозиции к данной выставке.* И опять о главных игроках - издателе и коллекционере.))))
Но! Что, мне кажется важно - была аудитория, живой разговор, пересечение различных мнений и некоторая любопытная информация - в итоге никто не хотел расходится - организаторам пришлось напомнить, что у смотрителей залов закончился рабочий день.)
*
Вот признаки Livre d’Artiste, опубликованные для данной выставки:
- помимо текста в книгу вложены отдельные графические листы, иногда подписанные художником
- блок не сброшюрован, листы текста и графические произведения вложены в папку-футляр.
- печать на специально подобранной или специально отлитой бумаге
- формат инфолио или 1/4
- небольшие тиражи (от 20-до400)
Георгий Никич - отдельно подчеркнул не иллюстративность Livre d’Artiste, а паралельность игры текста и графики. Так же, было озвучено, что инициатива создания Livre d’Artiste была за издателем, который приглашает поиграть на "камерном игровом поле" выдающегося гениального и признанного в большом исскусстве мастера. Обеспечивая дорогому изданию коммерчески безпроигрышный вариант, внимание общественности и место в музее!