Детство в деревне. Раннее утро. Ещё нет пяти утра, и сквозь сон слышишь хлёсткий выстрел. Это идёт пастух. На плече у него длиннющий 10-метровый кнут. И вот этим кнутом он издаёт такие громкие удары о землю, что ни одна хозяйка не забудет выпустить свою корову со двора. Пастух в деревне был как генерал. Уважаемый сельчанами и своим стадом. В нашем современном Десногорске на его окраине живёт настоящий пастух. Рассказать о нём хотели очень давно, но оказалось это непросто. То не могли застать, то погода была не для сьёмки или фотоаппарата не было под рукой. И вот сегодня всё сложилось. Знакомьтесь. Михаил Иванович Салопенков и его стадо коз!
В старину на Руси ни одно село или деревня не могли обойтись без пастуха. А поскольку домашний скот играл значительную роль в хозяйстве и обиходе русских людей, самой личности пастуха приписывали различные сверхъестественные свойства. В частности, говорили, что у представителей этой профессии есть особые «мистические» помощники, которые и помогают им пасти скотину.
Михаил Иванович родился семьдесят лет назад в Калининградской области, в городе Советске.
«Крестьяне обыкновенно выбирают в пастухи человека безземельного, неспособного, по слабости здоровья, или по иным причинам, к полевым работам», - пишет этнограф Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила». Жалованье пастух обычно получал натурой: яйцами, картошкой, зерном. Кормили его по очереди все односельчане. Но при этом, как утверждали поверья, пастух обладал «особой, необъяснимой и таинственной силой, при помощи которой влияет на стадо и спасает его от всяких бед и напастей».
Всю жизнь Михаил Иванович был служивым. Старшим прапорщиком объехал весь Советский Союз. А в 1994 году начал строить дом и впервые занялся разведением коз.
Всем пастухам были известны особые пастушьи заговоры, оберегающие скотину от «лютого зверя черного, от широколапого медведя, от перехожего пакостника-волка, рыскуньи-волчицы, от рыси и россомахи, от змеи и всякого зверя, и гада, и от злого и лихого человека».
В лесных местностях верили, что пастухи знаются с лешими. Например, в Олонецкой губернии бытовало поверье о том, что пастух отдаёт лешему по одной-две коровы из каждого стада или молоко от них, чтобы тот не напускал на стадо волков или медведей. Этим объясняли иногда пропажи животных или плохие удои.
Почти двадцать пять лет Михаил Иванович, начиная с апреля и до поздней осени, пасёт своё стадо, временами достигающее 50-ти голов.
Двадцать пять лет постоянного движения и нахождения рядом с животными, дающими целебное молоко, подарили Михаилу Ивановичу железное здоровье. И даже его белые волосы на головы стали утрачивать седину. Сравним две фотографии. Одна из июня этого года, а другая - из сегодняшенего 16 ноября.
С пастухом старались не вступать в конфликты, так как опасались его близкого знакомства с нечистой силой и того, что с её помощью он может навредить скотине. Иногда пастухи, помимо основной профессии, также оказывали односельчанам различные магические услуги, занимались знахарством. В языческие времена покровителем рогатого скота считался бог Велес, к которому пастухи нередко обращались за помощью, например, чтобы отыскать потерянное животное. С приходом христианства Велес трансформировался в греческого мученика Власия. И сейчас на окраинах некоторых городов, там, где когда-то располагались выгоны для скота, сохранились старинные церкви, освященные во имя великомученика Власия. Такие храмы можно встретить в Холмогорах, Вологде, Костроме, Ярославле, Пскове, Новгороде, а также в Москве и Подмосковье.
Время от времени Михаил Иванович наводил порядок в рядах подчинённых.
Среди стада мышковало четыре кошки.
Первым пастырем овец был Авель (Быт. IV, 2). Иаков и его сыновья, Моисей и Давид и другие выдающиеся личности - почти все вели пастушескую жизнь.
В покупателях молока у нашего рассказчика нет отбоя. Литр козьего молока - всего сто рублей. А ещё творог. Его из литра получается 150 грамм.
С апреля козы не пьют воду. Всё они получают с травой. Осенью их любимое лакомство - грибы. Абсолютно все, даже мухоморы. Именно в это время года молоко особенно целебно.
"В библейские времена пастух пас коз и овец в одном стаде. Козы давали много молока, часть которого шла на приготовление своего рода йогурта. Из козьей шерсти делали грубую такань для покрытия шатров или для простой одежды, а из козьих шкур выделывали мехи для хранения воды. Во время великого суда в конце времен Бог всех людей отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов".
Михаил Иванович - человек из мира, в котором многие люди хотели бы побывать. Интереснейший рассказчик. И разговор наш с ним был не только о козах, но и обо всём на свете. Рядом же паслась его любимица.
М. Яснов
Над полем шла гроза.
По полю шла коза.
Ее в беде оставила
Аленка-егоза.
Напрасны все попытки
Добраться до калитки-
Ходи теперь и мучайся,
И промокай до нитки!
Без края поле-полюшко,
И без конца гроза.
И ходит возле колышка
На привязи коза.
Аленушка так крепко спит,
А колышек так крепко вбит!
В продолжение этой истории - две фотографии из 9-го декабря, когда удалось всё-таки задать вопрос Михаилу Ивановичу о том, кто же доит коз из этого большого стада. Доит Михаил Иванович сам.