Род князей Мстиславских является одним из наиболее значительных и известных русских боярских родов ХVI-ХVII вв. В это время имя князей Мстиславских встречается в связи с самыми различными событиями эпохи правления Ивана Грозного, Бориса Годунова, и Смуты начала XVII в. В конце XII столетия Мстиславль выделяется из Смоленской земли в значении самостоятельной волости одного из удельных смоленских князей (вероятно, Мстислава Романовича). В состав Литовскаго государства Мстиславское княжество вошло при Ольгерде в начале второй половины XIV столетия (около 1359 г.), вместе с Могилёвом, Белгородом (Белым), Мглином и другими пограничными смоленскими городами. В течение XV в. Мстиславское княжество было уделом литовских князей, а его территория постепенно расширялась путем великокняжеских пожалований местным князьям замков, дворцов и волостей, принадлежавших к соседним областям - Смоленской, Северской и др.
Более 600 лет назад, в 1380 году мстиславский князь Лугвений-Симеон в своих лесных угодьях около безымянного источника основал монастырь. В XVI веке Пустынский монастырь был уже одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. Но войны между Россией и Речью Посполитой привели к упадку монастыря. Лишь в начале 19 века началось его возрождение.
Дорога между Мстиславлем и Монастырщиной в те времена называлась монастырским трактом.
Для паломниц платочки и юбки.
В 1839 году древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в весьма плачевном состоянии. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Лишь в 1863 году началось возрождение некогда славной обители. Архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, - плоды его трудов.
Монастырь был перестроен и состоял из Успенского собора, монастырского корпуса с церковью, трёх жилых домов, а в 1866 году были построены величественная колокольня, кирпичная монастырская ограда с угловыми часовнями и хозяйственные постройки. В конце ХІХ ст. построили двухэтажный корпус церковно-приходской школы. Кирпич для обители делали на монастырском кирпичном заводе. Глина заготавливалась на территории завода. Материалы, необходимые для строительства, привозили даже из Москвы. В Починок по железной дороге доставили кровельное железо, а потом на подводах - в Пустынки. В 1864 году на источнике была освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1865 - Покрова Пресвятой Богородицы. За церковью Покрова Пресвятой Богородицы, спустившись по лестнице, вы окажетесь возле храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на святом источнике. Его ключ находится под самой церковью и по трубам отводится в сторону, где каждый паломник может утолить жажду целебной водой.
В 1918 году монастырь был закрыт. Чудотворный образ Богородицы пропал, и до сих пор его следов не найдено. А в зданиях монастыря разместился детский дом. Кстати, именно благодаря этому уцелела величественная колокольня высотой около 60 метров, которая сегодня отреставрирована и радует глаз посетителей. В советские времена колокольню хотели взорвать, но из-за того, что она расположена в непосредственной близости от других построек, в которых жили и учились дети, предпочли оставить всё как есть. Говорят, во время войны стены монастыря не раз спасали от гибели тех, кто жил в самом монастыре и в ближайшей деревне. А однажды даже сохранили… пионерское знамя. Воспитанники детского дома, которых не успели эвакуировать, спрятали его в старом матрасе и зарыли на территории монастыря. С этим знаменем потом они встречали солдат, освобождавших Мстиславль.
Один из трех святых источников находится у речки Ослянки. Источник Евфросиньи Полоцкой.
Рядом в кроне дуба.
Местные жители рассказывают, что во время войны, в конце 1943 года, на стене появлялся образ Спасителя. Тогда люди решили, что это чудесное явление - предвестник скорой победы над оккупантами.
В 2003 году монахи вернулись в обитель, простоявшую в руинах десятки лет, и своим трудом стали возвращать её к жизни. Двухэтажный корпус, где некогда почивал игумен, а позже была оборудована школа, служил новым строителям комнатой отдыха - сюда приходили спать после дневных трудов. Монастырская легенда гласит: в один из дней иноки проснулись и увидели на стене проявившийся лик Христа, похожий на тот, что запечатлен на Туринской плащанице. С вечера стена была чиста, образ явился за одну ночь. Возрадовавшись, монахи решили, что таким знаком Господь благословляет их труды по восстановлению монастыря. «Чудо!» - сказали они. «Воистину чудо!» - подтвердил прибывший на место архиерей. Небольшой образ (по вертикали его длина составляет около 20 см, по горизонтали около 12 см) становится четче год от года, свидетельствуют монахи и паломники. Кроме того, под образом ясно проступило изображение креста, а вся композиция оказалась очерчена рамкой-ободом. Старожилы из окрестных деревень, еще помнящие, что в этом здании размещалась школа, рассказывают: лик Спасителя проявился на том месте, где когда-то в одном из классов висела ученическая доска (об этом до сих пор свидетельствует просверленная дырка), а стены никогда не видели каких-либо красок, кроме известковой побелки.
"Обитель живёт своей обычной жизнью, - рассказывает настоятель Пустынского Свято-Успенского монастыря отец Илларион. - Сейчас здесь находится в общей сложности 12 человек - это и монахи, и трудники. Ведем хозяйство: возделываем огород, есть конь, корова, куры, занимаемся пчеловодством… Одновременно продолжается восстановление монастырских зданий. В настоящий момент, к примеру, идет реставрация Покровского храма, построенного в 1865 году. Строители обнаружили в стенах керамические трубы, по которым шел дым из печей, обогревавших храм, - это было значительным достижением того времени, поскольку раньше в церквях не было печей. Развалины другого храма, Успения Пресвятой Богородицы, преподнесли ещё один сюрприз. Оказывается, церковь была построена так, что в пустотах широких стен запросто мог передвигаться взрослый человек. Говорят, что в стенах были даже лестницы, которые вели под купол. Мол, таким образом на богослужениях мог присутствовать любой знатный вельможа, не боясь раскрыть своё инкогнито. Но потайные ходы были не только в самих храмах. Они также вели и наружу, за пределы монастыря."
Как рассказывал один из бывших воспитанников детского дома, они с мальчишками однажды в руинах церкви обнаружили подземный ход, и даже смогли пройти по узкому и невысокому тоннелю от церкви к кринице. Но когда взрослые об этом узнали, тут же поставили на лаз решетки и повесили замки - чтобы никого случайно не завалило. Среди мальчишек в те времена ходили истории, что есть и другие подземные ходы, которые соединяют монастырь с Мстиславлем. Строители, которые принимают участие в восстановлении храма, во время разбора одной из стен обнаружили ранее неизвестный подземный ход. Есть предположение, что это ход, который соединял монастырские покои с церковью Александра Невского в Мстиславле. Если это так, то длина его должна составлять порядка десяти километров! Однако говорить что-то конкретное о предназначении и направлении тоннеля пока ещё рано, ведь подземный ход завален. Но по сохранившемуся небольшому отрезку видно, что подземные коммуникации в высоту более двух метров, достаточно широкие - по тоннелю запросто мог проехать даже всадник на коне. А в боковых нишах видны следы копоти, которые оставили зажженные факелы. Пока восстановление подземного хода не планируется, но со временем он все же имеет шансы стать популярным туристическим объектом. И тогда, возможно, со временем череду паломников в Мстиславльском районе пополнят многочисленные туристы, желающие прикоснуться к старинным тайнам Пустынского Свято-Успенского монастыря.
Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретён на средства Могилёвской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска - Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нём состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова была зажжена свеча молитвы.