Здравствуй, Беларусь!

Apr 09, 2022 20:34

Как же радостно держать путь на запад, на родину, в Беларусь! Вся земля укрыта красотой. Сколько труда ушло, как надобно поработать природе, чтобы вырезать каждую веточку, проложить русло реки, создать особый изгиб полей и сделать их неповторимыми! Создатель терпеливо пишет картину и, как архитектор, творит изящное здание. Сколько усердия требуется, чтобы по весне каждое деревце нарядить в тысячу непохожих друг на друга молодых зелёных листочков! Создатель сотворил этот мир для нас, живущих здесь и сейчас. Именно для тех, кто эту красоту и может оценить.
Вот с таким чувством созерцания и была сегодняшняя поездка по моей любимой Белоруссии.


Дорога по Мглинскому тракту от Рославля через Ершичи в Хотимск.








В ХОТИМСКЕ всего чуть больше шести тысяч населения, но Свято-Троицкий собор достоин большого града. А его настоятелю архимандриту Кириллу 95 лет!


Велосипеды - любимый вид транспорта в таких белорусских городках.








Да, даже в глухих деревушках уже давно сортируют мусор.


Река Беседь.




Земля в Белоруссии обихожена. И сельскозяйственные работы уже вовсю идут.


Воспоминание из школьных лет - субботник. Сегодня суббота, и жители Костюковичей на субботнике.




От Краснополья до СЛАВГОРОДА - глухой, безлюдный лес и опустевшие деревни. Речушки перегорожены бобриными плотинами. Для бобров здесь раздолье.












Неожиданно такой яркий памятник о былой войне.




Самый большой родник в восточной европе - ГОЛУБАЯ КРИНИЦА.


















Изящный городок-шкатулка Славгород.



























Когда-то, много лет назад именно в СТАРОМ ДЕДИНЕ нашли самый большой клад в истории Белоруссии.




А в Новом Дедине находится таинственный БЕЗДОННЫЙ КОЛОДЕЦ.
А теперь вспомним, как отмечали Макавье в Новом Дедине в недалеком прошлом.
"В этот день в наш Дедин приходили гости из других деревень и на столе для угощения должны были быть: «яешня са шкварками, прасяная каша з малаком» и блины - этот древнейший языческий символ Солнца и поминальная еда. Но при послевоенной разрухе не у всех людей стол был украшен таким угощением.
К Макавью готовили и Бездонный колодец. Активность в этом проявляли старики: К. Е. Скоцкий, П. Т. Молдованов, С. П. Скоцкий. Они очищали поверхность воды от плавающих листьев, прокашивали дорожку к колодцу, обрубали ветки, мешавшие проходу. Вокруг колодца были положены отесанные плашки, на которых стояли люди. В устье родника опускали крест. Я помню, как это делал Константин Евдокимович Скоцкий. Крест был изготовлен из сухой осины и имел размеры - 30х60 см. К вертикальной стойке веревочкой был привязан камень, не дававший кресту всплывать. В воде крест принимал горизонтальное положение и на черном фоне дна как бы светился. Плоскость креста располагалась в направлении «север - юг».
Утром 14 августа кто-то из мужчин запрягал коня. На подводу усаживались девушки и ехали в Кулешовку через Поженьку, Рудчи, Аврамов угол… В Кулешовской церкви после утреннего богослужения брали иконы и девушки на руках несли их в Новый Дедин. Большие иконы несли вдвоем. Этот девятикилометровый путь нелегко пройти с иконой по проселочной дороге, поэтому несущих иконы меняли. После войны в этом крестном ходу регулярно участвовали П. В. Пантюхова и Н. Г. Захарченкова. В пути Крестный ход останавливался раза два, священник читал тропарь и певчие хором пели. Кулешовцы помнят своих певчих: Марию Моисеевну Ганжажара, Ульяну (Вульку) Мельнову… М. М. Ганжажара обладала очень сильным, высоким голосом, и он всегда выделялся в хоре. После войны дьяком в Кулешовской церкви был Егор Шашенько, по прозвищу Гурок.
В Новом Дедине Крестный ход уже ждали жители многих деревень. Приходили и приезжали, в том числе и из Шумячского района Смоленской области.
Приходили пешком даже из д. Переволошня - это 30 км от Дедина. Бабушки шли босиком - ботинки несли на палочке за плечами. Обувались у нас на Узровье, некоторые вели за руку детей.
Следует сказать, что в 30-х годах прошлого века церковь в Кулешовке была закрыта и богослужение у Бездонного колодца не проводилось.
А до этого здесь были на Макавье еще и большие базары. Выезжал сюда и магазин. Продавали такие нужные крестьянам товары: хомуты, седелки, косы… Некоторые хозяйки продавали овощи, ранние яблоки.
В годы немецкой оккупации Кулешовская церковь возобновила свою работу, и возобновилось богослужение на Макавье у Бездонного колодца. Тогда же в Новом Дедине в хате Сидора Скоцкого священник из Кулешовки крестил детей. Я помню, как меня на руках держала моя крестная Софья Платоновна Вертинская, а крестным был мой дядя Яков Евдокимович Маханьков.
Когда Крестный ход подходил к Бездонному колодцу, священник становился лицом к кресту, что светился в воде, и, соответственно, лицом на восток. На противоположной стороне колодца стояли люди с иконами. Начиналось богослужение.
По окончании службы священник иногда крестил детей в Дедине, иногда шел по деревне и служил молебен по просьбе хозяев около новых хат, построенных вместо спаленных немцами. Потом его отвозили в Кулешовку, но иконы оставались в деревне и хранились в красном углу (куту) одного из домов до второго Спаса (19 августа). Утром 19 августа иконы относили в Кулешовку. Те, кто носили эти святыни, иногда «обрекали» себя, давали обеты: выйти замуж, просили об исцелении больных и т. д.
После Великой Отечественной войны на Макавье к Бездонному колодцу приходили женщины, бросали в колодец кусочки хлеба и загадывали на близкого человека, не вернувшегося с войны. Если хлеб тонул - значит, человека нет на белом свете, если плавал - значит, жив и вернется домой. В это гадание вдовы вкладывали последнюю надежду узнать о без вести пропавших дорогих людях.
В Бездонный колодец люди бросали деньги (одну копейку) и все уходили домой с наполненными водой сосудами.
После богослужения молодежь шла на игрище в просторный новодединский клуб, построенный еще до войны. Деревня была знаменита своим клубом, Бездонным колодцем, рябыми горшками, урожаями капусты. В клубе танцевали под гармонь и бубен. Вечер открывался танцем - страданием. Далее с перерывами шли - семеновна, кадриль, нареченька, подыспань, вальс, полька, краковяк, коробочка… Многие танцы сопровождались припевками (частушками), притопыванием. Разгоряченная быстрыми танцами молодежь высыпала на улицу, чтобы охладиться, отдохнуть. А потом, при звуках новых аккордов, сами ноги несли их в круг. И так до вечера. Вечером после перерыва танцы продолжались. Молодежи собиралось очень много. Игрище заканчивалось также танцем страдание.
Все упомянутое выше о праздновании Макавья в Новом Дедине говорит о том, что некоторые отголоски дохристианских ритуалов поклонения восточнославянской богине Макошь дошли до нашего времени:
- за иконами ходили девушки - богиня Макошь покровительствовала девичьей судьбе;
- те, кто относили иконы в церковь 19 августа, «обрекали» себя, например, выйти замуж и т. д., т. е. отдавали себя в руки судьбы, которой управляла богиня Макошь;
- жертвоприношение с гаданием у святого источника о судьбе родного человека - богиня Макошь покровительствовала душам умерших, обитающим в святых целебных источниках;
- христианство (греческие священники в Киеве - 10 - 11 вв.), борясь с двоеверием, заменило молебен богине Макошь, в честь окончания жатвы в августе месяце, на созвучное - Макавье - в память святых - братьев Маккавеев.
Последний раз богослужение у Бездонного колодца было 14 августа 1954 года. В начале 1955 года из района в Кулешовку приехали люди, вынесли из церкви иконы и увезли в Климовичи.
Какое-то время в опустевшей церкви колхоз хранил намолоченное зерно, удобрения.
Хотя 14 августа богослужение у Бездонного колодца не проводится уже более пяти десятилетий, но ежегодно в этот день люди приходят и приезжают к этому колодцу, наполняют сосуды водой, общаются. Кто-то этой водой делает омовения, кто-то бросает в колодец деньги, чтобы через год вновь вернуться сюда."
Виталий Маханько.
д. Новый Дедин.
















Как только выехали из Нового Дедина - начался сильный ливень. Сама природа весь день благоволила сегодняшнему путешествию и омывала дождём наш обратный путь. Моя родина Белоруссия...

природа, Беларусь

Previous post Next post
Up