Председатель Inkerin Liitto: «Попытку быстро решить проблемы финнов-инкери называют сепаратизмом»

Oct 27, 2019 19:37

Памяти главного редактора Инфоцентра FINUGOR Юрия Попова...

ИЮН 22, 2011

Председатель Добровольного общества финнов-ингерманландцев Inkerin Liitto, член Международного консультативного комитета финно-угорских народов Александр Кирьянен в эксклюзивном интервью Инфоцентру рассказал о собственном видении современных проблем инкери в свете раздутой в ряде российских СМИ теме «сепаратизма».


Напомним, в обращении на имя президента РФ Дмитрия Медведева житель поселка Кобралово Гатчинского района Ленинградской области Сергей Парфененко призвал преобразовать регион в Республику Ингерманландию, где в должной мере осуществлялась бы поддержка языка и культуры проживающих здесь уже около 400 лет финнов-ингерманландцев - так же, как это делается для коренных народов национальных субъектов РФ. При этом С.Парфененко апеллирует к российским законам, предписывающим восстановить справедливость по отношению к инкери, пострадавшим от сталинских репрессий в 1930-1950-х годах. Сам житель Кобралово скептически относится к переселению сородичей на постоянное место жительства из России в Финляндию.

ИА «Росбалт» сообщил, что С.Парфененко, «по версии правоохранителей, является убежденным сепаратистом, мечтающим отделить Ленинградскую область от России и присоединить ее к Финляндии. Сейчас прокуратура Ленинградской области исследует опубликованные Парфененко сообщения в Рунете, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела по признакам статьи 282 УК РФ». Аналогичное мнение высказал Инфоцентру председатель гатчинского общества «Инкерин сеура» Владимир Яковлев.

Александр Иванович, как можно оценить появившиеся в ряде СМИ утверждения о сепаратизме инкери после опубликования обращения Сергея Парфененко?

Я слышал про это письмо - что оно где-то в Интернете выложено. Каждый начинает трактовать его на свой лад, кто-то более резко… Давайте подождем с оценками. Думаю, это обращение - личное мнение конкретного человека, не более того.

Мы в Inkerin Liitto никогда не поднимали такой вопрос. Был когда-то вопрос, касавшийся так называемой Эстонской Ингерманландии*. Мы были на приеме у президента Эстонии и заявили, что если кто-то будет говорить о том, чтобы отдать часть территории одному государству, то его просто не поймут. Наша территория существует уже долгое время в России, и пусть сохраняется в том же виде. Она должна быть максимально удобна для проживания всех.

Лучше инкери останутся в России и устроят жизнь здесь. Это и в уставе Inkerin Liitto записано.

В обращении говорилось о преобразовании региона в формат национального субъекта РФ - с целью реализовывать дополнительные меры по сохранению языка и культуры финнов-ингерманландцев, как это делается в других республиках в составе России для соответствующих коренных народов. Автор обращения апеллирует к постановлению 1993 года о реабилитации российских финнов. Возможно ли было организовать если не республику, то хотя бы национальные поселки инкери в пределах Ленинградской области?

На свои средства такие поселки не создать - денег нет. Идея о том, что мы пригласим, скажем, финнов, и они нам тут все построят - химера полная.

Были планы построить поселки для финнов-ингерманландцев у Петергофа - собрать их всех в одном месте для компактного проживания - но на какие средства? В свое время у нас была договоренность с мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, нам выделяли участки под застройку. Но оказалось, что Финляндия об этом не думает - чего тогда рыпаться?..

Закон о выделении территории для нас есть - и что? Это все делается в индивидуальном порядке. Хорошо, получишь землю - а денег на постройку нет. Если в советское время, в 1980-е годы, были какие-то подъемные, то теперь такого нет.

Финляндия открыла двери [для репатриации инкери. - прим. ред.] - и люди рванули туда. Сейчас очередь прекратилась, с 1 июля ее не существует. Да и вопрос сейчас не стоит столь активно. Многие обустраиваются здесь. Там, в Финляндии, нет работы. Социальные пособия есть, но, я чувствую, ситуация с их предоставлением начинает ужесточаться. Это и понятно: государство борется с нахлебниками, свои граждане резко выступают против неработающих иммигрантов. Да и если бы 1-2 человека приезжали с ребенком, а то ведь они потом тянут родню, племянники какие-то появляются…

Как же инкери могут сохранить свой язык и культуру?

Добровольное общество Inkerin Liitto ведет большую работу в этом направлении. На очередном ежегодном съезде Общества в марте этого года у нас был вопрос о направлении письма губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову. Письмо в апреле было направлено в канцелярию губернатора, дальше оно пойдет в министерство регионального развития РФ с просьбой включить финнов-ингерманландцев в перечень коренных малочисленных народов России. Например, водь и сету уже есть в этом списке, а инкери - нет. Сейчас этот вопрос рассматривается, ответа из канцелярии губернатора Ленобласти мы еще не получили. Да это и понятно: вопрос о включении народа в данный перечень предполагает долгие процедуры этнологических экспертиз…

Для чего мы это сделали? Если нам удастся пробить статус коренного малочисленного народа России, то государство должно будет решить вопрос с преподаванием финского языка в школах региона - где есть такая потребность. Сейчас в Санкт-Петербурге, например, преподавание финского языка сворачивается: формально есть пять школ, где преподают первый иностранный финский язык, реально - только в двух, в остальных действуют лишь факультативы. Причем программы преподавания финского языка у всех школ разные, чего быть не должно, ведь те же английский или французский язык преподают в школах РФ по единой программе. Зависит этот разнобой от инициативы директора. Нам говорят, что детям финский язык не нужен - мол, переводите на коммерческую основу его преподавание. Но ведь не все потянут изучение родного языка за деньги!

Думаю, если бы в Ленинградской области прошло удачно решение вопроса о статусе КМН, язык стали бы преподавать в поселковых школах, то и в городе началось бы возрождение финского языка. Город не будет смотреть просто так на область.

При этом, хочу отметить, мы сами не хотели бы идти путем российского закона о коренных малочисленных народах - он создан для народов Севера и Сибири, ведущих традиционный образ жизни, а у нас его уже давно нет. Просто нет другого механизма решения проблемы. На самом деле, следовало бы принять нормальный закон о коренных малочисленных народах, живущих в Российской Федерации - без фокусов с традиционным образом жизни, ведь даже на Севере на оленях сегодня мало кто ездит.

Как долго может приниматься благоприятное для финнов-ингерманландцев решение?

Мой опыт подсказывает, что надо набраться терпения. Например, Организация Объединенных Наций разрабатывала Декларацию ООН о правах коренных народов аж с 1981 года! Двадцать лет этот документ обсасывали со всех сторон - и только относительно недавно он был принят Генеральной ассамблеей ООН. Я еще в 1995 году был на заседании рабочей группы ООН по национальным меньшинствам и коренным народам, которая также работала с этим документом, - сколько лет прошло с тех пор!

Думаю, попытка решить быстро этот вопрос и приводит к тому, что ее начинают называть сепаратизмом.

Я понимаю, что бы он [Сергей Парфененко. - прим. ред.] ни говорил - я соглашусь с ним. Но надо действовать так, чтобы не навредить. А когда начинает раздуваться этот вопрос, это неправильно.

------------------------------------------------------

* Виктор Хюренен, председатель в 1990-1992 годах: «Что касается отношений «ИЛ» с официальной Эстонией, невольно вспоминается январь 1992 года, когда тогдашний глава государства Арнольд Рююттель пригласил нас в Таллинн для обсуждения вопроса создания некоей буферной зоны между Эстонией и Россией к востоку от Ивангорода. Эстония, якобы, была готовы ежегодно строить порядка 1000 домиков для компактного расселения ингерманландских возвращенцев из Сибири, Урала и других отдаленных мест бывшего СССР. Но ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В принципе эта идея для нас на первый взгляд выглядела неплохой, но риск оказаться вовлеченным в большую пограничную игру уж очень был очевиден. Пограничный территориальный спор между Эстонией и Россией был в самом разгаре... А ведь нам жить в России. Короче, как бы ни заманчива была идея, нам пришлось ее тихо похоронить и навсегда покончить с прожектерскими мечтаниями некоторых горячих голов о создании «маленькой независимой Инкери». Газета Inkeri, 2008 год, выпуск 3.



Карта расселения финнов-инкери. С сайта Inkerin Liitto

*** Инкери - финны-ингерманландцы (по-фински inkerisuomalainеn, inkerilainen) - потомки переселенцев из Финляндии после Столбовского мира 1617 года на территорию нынешней Ленинградской области, отошедшую от России к Швеции.

Шведы стали насильственно обращать местное православное население в евангелистскую веру, отчего люди массами бежали во внутренние области России. Обезлюдевшие территории шведы заселяли финскими крестьянами. Финские переселенцы в 1656 году составили 41,1 процента населения региона, в 1671 - 56,9 процента, в 1695 - уже 73,8 процента. Финские колонисты прибывали с Карельского перешейка и из провинции Саволакс. К началу XX века различия между ними стерлись, и образовался единый ингерманландско-финский этнос, язык которого отличается от современного литературного финского языка.

В результате Северной войны 1700-1721 годов Ингерманландия была возвращена России. Строившийся с 1703 года Санкт-Петербург вобрал в себя множество населенных инкери деревень. Молочная продукция, овощи, фрукты и зелень, выращенные финнами в округе, всегда пользовались спросом в имперской столице. До строительства железной дороги хорошие доходы мужчинам-инкери приносил извоз.

С начала XIX века по инициативе Евангелистской церкви в регионе начала создаваться система школьного обучения. В 1888 году в Ингерманландии работало уже 38 финских школ. При школах организовывались кружки чтецов, песенные хоры и музыкальные оркестры, проводились песенные праздники.

В период после Октябрьской революции 1917 года культурные и образовательные учреждения финнов-инкери некоторое время еще продолжали свою работу. Однако в конце 1920-х годов начались наступление на церковь и гонения на финский язык. Все больше священников переезжали в Финляндию, спасаясь от угрозы ссылки и исправительно-трудовых лагерей. В 1937 году финский, как язык «националистов-контрреволюционеров», был запрещен, издание газет на финском языке было прекращено, книги сожжены.

Началось и физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 1930-х годов с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тысяч инкери. В 1935-1936 годах под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тысяч человек. К концу 1930-х годов из Ингерманландии было сослано примерно 50 тысяч человек, они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина.

Во время Второй мировой войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населенные финнами-ингерманландцами районы. По приблизительным подсчетам, не менее 30 тысяч инкери оказались в блокадном Ленинграде, большая часть их погибла. Оказавшиеся на оккупированных немцами территориях инкери в результате немецко-финских переговоров получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. На основании параграфа 10 подписанного 19 сентября 1944 года советско-финского соглашения о прекращении военных действий все ранее эвакуированные в Финляндию инкери должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Но перевозившие их вагоны не остановились в Ингерманландии, а продолжали свой путь далее на восток. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тысяч финнов-ингерманландцев. Некоторые остались в Финляндии, из них часть перебралась в Швецию, опасаясь выдачи советским властям, и далее в другие страны Западной Европы, Америку и Австралию.

Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 1940-х годов разрешили переселиться - в Карелию. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956 году. Многие выбрали в качестве места жительства Эстонскую ССР. Согласно данным переписи населения 1989 года, в Советском Союзе проживало всего 67 300 человек финской национальности. Из них 20 500 человек жили в Ленинградской области, 18 400 - в Карельской АССР, 16 700 - в Эстонии и 12 000 - на других территориях Советского Союза. С апреля 1990 года Финляндия приняла из России в качестве иммигрантов-репатриантов около 25 тысяч финнов-ингерманландцев.

Инфоцентр FINUGOR

http://finugor.ru/node/18127
Previous post Next post
Up